Ключевую роль в появлении и течении белорусского кризиса играют географическое положение Белоруссии и геополитическая обстановка, а не борьба за демократию и отставку белорусского автократа, который якобы мешает идиллическому развитию демократии и прав человека на европейском пространстве. Все, что происходит в Белоруссии, в дипломатическом, политическом и медийном пространстве, крутится вокруг одного единственного человека, Александра Лукашенко, и его сомнительной победы на президентских выборах. Однако истинные причины белорусского кризиса далеки от этого. Главное тут — геополитическое положение российского прибалтийского анклава, Калининградской области, и коридора, который ведет от западной белорусской границы к ней и на военных картах и в геополитических выкладках называют Сувалкским коридором. Увязывание кризиса с одной политической фигурой — пропагандистская бессмыслица, которую повторяют по уже отработанному сценарию, как только появляется необходимость изменить геополитический статус какого-то места, где на свою беду расположилось некое государство. Так, в сирийском конфликте на первый план выдвигается фигура Башара Асада, и тем самым навязывается мысль о том, что все было бы хорошо, если бы он ушел. То же самое было в Ираке, только от власти должен был отказаться Саддам Хуссейн, и в Ливии с Каддафи. Теперь то же повторяется в Белоруссии, где все якобы наладится, как только Лукашенко покинет президентский пост. Однако факт в том, что ни в Ливии, ни в Ираке, ни в Сирии демократия так и не воцарилась. Вместо нее там хаос и вооруженные конфликты, что ясно свидетельствует: за сказками о демократии кроется нечто совсем иное. За заботой о демократии в других странах стоят приземленные, однозначные и бескомпромиссные экономические и геополитические интересы. И Белоруссия тут, к сожалению, не исключение. Истинные геополитические причины, обеспокоенность внешних сил в связи с белорусским кризисом и подозрительными президентскими выборами, а также, судя по всему, прямое вмешательство в протесты мало связаны с Белоруссией как таковой. Все дело в бывшей немецкой территории на Балтийском море — северной части Восточной Пруссии со столицей Кенигсбергом, которую Россия аннексировала после 1945 года. Кенигсберг переименовали в Калининград, а всю область назвали Калининградской область. После распада СССР эта российская территория превратилась в анклав между Польшей и Литвой без сухопутной связи с остальной РФ. В случае какого-нибудь вооруженного конфликта в Европе российские силы из Калининграда смогли бы разорвать северное крыло НАТО на две части. Литва, Латвия и Эстония оказались бы оторванными от Польши и остального альянса. В случае конфликта российские силы могут добраться до Калининградской области по воздуху или по морю, но единственный эффективный путь для прорыва и соединения со значительным российским вооруженным контингентом, который уже базируется в области, — по суше и именно, вот так случайность, со стороны Белоруссии. Только так российские силы могут быстро и наверняка добраться до западной границы Белоруссии, а оттуда до Калининградской области останется только коридор всего в сто километров польской территории на границе с Литвой. Этот коридор называют Сувалкским. По нему российские силы могли бы прорваться в Калининград и вбить клин в тело НАТО, оторвав страны Прибалтики от Польши. Пока Белоруссией управляет Лукашенко и его режим, западные стратеги не исключают вероятности, что белорусская территория действительно может послужить отправной точкой для российского прорыва через Сувалкский коридор. Это оказывает большое влияние на все, что происходит на Балтике, и судя по тому, как развиваются события, этот коридор может стать таким же важным и известным, как немецкий Фульдский коридор во время холодной войны. Через эту немецкую территорию проходят два стратегических коридора через массив Фогельсберг от бывшей границы Восточной Германии к Франкфурту-на-Майне. Во время холодной войны на границе Фульдского коридора (Fulda Gap — дословно «Фульдская брешь») в Восточной Германии советские силы держали в полной боевой готовности два из своих трех элитных подразделения 1-го эшелона: 2-ую гвардейскую танковую армию и 3-ю ударную армию. Для предотвращения их возможного прорыва через этот коридор и далее к Рейну силы США и альянса разместили там свой основной контингент. Также близ Fulda Gap обе стороны развернули тактическое ядерное оружие. Без преувеличения можно сказать, что Сувалкский коридор — это действительно новый Фульдский коридор в условиях новой холодной войны и соперничества США и европейских союзников с Россией, а также потенциальная горячая точка на европейском континенте, где могут столкнуться мощнейшие силы. На территории Сувалкского коридора, который в случае конфликта, по предположениям, первым подвергнется российскому удару, регулярно проводятся учения НАТО и размещаются дополнительные силы, чтобы эта пограничная область между Польшей и Литвой была готова к обороне и спаслась от российского прорыва с белорусской территории. Запад заинтересован в том, чтобы в случае военного конфликта Россия не смогла воспользоваться Белоруссией для прорыва в Калининград через Сувалкский коридор. Россия, в свою очередь, заинтересована в том, чтобы влияние США и европейских сил не распространилось на Белоруссию и чтобы Минск не вошел в западные политические и военные структуры. Поскольку в этом случае сухопутный путь в Калининград и к стратегическому сухопутному коридору будет полностью перекрыт, охвачен силами НАТО и для России совершенно непригоден. Если российской стороне не удастся взять под контроль Сувалкский коридор, то Калининградскую область она потеряет предположительно за первые 48 часов конфликта. Если же российским силам удалось бы прорваться в Сувалкский коридор через территорию Белоруссии, все северное крыло НАТО оказалось бы в неблагоприятном стратегическом положении, а Россия сохранила бы выход к Балтийскому морю. США и европейские союзники хорошо понимают, что Лукашенко, в конце концов, исключительно российский игрок и мнимые разногласия между Москвой и Минском — всего лишь блеф. При любом варианте вооруженного конфликта при нынешнем раскладе российские силы беспрепятственно пересекут территорию Белоруссии и через Сувалкский коридор достигнут Калининградской области, которую сумеют удержать в своих руках. Единственным преимуществом прежней (внешне) нейтральной политики режима Лукашенко по отношению к Западу является тот факт, что до сих пор в Белоруссии, помимо малых воздушно-десантных подразделений, элементов российского военно-разведывательного комплекса, таких как системы радиолокационной разведки и ведения боя, не были размещены более крупные формирования российской армии. Поэтому, по оценкам, российская сторона потратила бы не менее недели на переброску основных наступательных сил со своей границы, то есть востока Белоруссии к западным ее границам и выходу в Сувалкский коридор. Перемещение больших подразделений через всю Белоруссию не останется незамеченным, что исключает эффект неожиданности в стратегическом плане. Тем не менее Запад и его военный альянс НАТО совершенно оправдано вынуждены считаться с тем, что при сложившейся геополитической обстановке и ориентации Белоруссии российские силы, возможно, уже размещены близ коридора на Калининград. Режим Лукашенко просуществовал несколько десятилетий именно благодаря сохранению статуса-кво в Белоруссии в том, что касалось геополитических отношений вокруг Калининградской области и уязвимого Сувалкского коридора. Однако Вашингтон и европейские союзники все меньше доверяют гарантиям режима Лукашенко, который, теряя силы, все больше разворачивается в сторону Москвы. На месте Лукашенко они предпочли бы видеть человека, который не обязательно изменил бы сегодняшний статус-кво и позицию Белоруссии, но обладал бы большей внутренней легитимностью, а значит, более устойчивой позицией, которая позволяла бы ему отклониться от Москвы и ее геополитических интересов. Вашингтону и европейским союзникам нужна такая власть в Минске, которая больше симпатизировала бы Западу и давала ему более убедительные гарантии того, что в случае вооруженного конфликта Белоруссия не станет «магистралью» для российских войск, направляющихся на запад. Сейчас западные союзники могут позволить себе участие в некой продемократической революции в Белоруссии, но, конечно, в намного более завуалированной форме, чем делали это на Украине, где помощник Госсекретаря США по делам Европы и Азии Виктория Нуланд лично общалась с протестующими. Поэтому общаться с белорусской оппозицией и оперативно реагировать на кризис поручили натовским соседям Белоруссии: Польше, странам Прибалтики, а теперь еще и Вышеградской четверке. Лидеры стран этой группы на встрече в Люблине повторили требование о проведении повторных выборов в Белоруссии. Сделанное там заявление венгерского премьера Виктора Орбана пролило свет на суть белорусской проблемы. Он сказал, что на следующем саммите Европейского Союза по Белоруссии желательно рассмотреть проект оборонной или военной стратегии. По мере обострения кризиса и сближения режима Лукашенко с российским руководством в происходящее все активнее включается верхушка Европейского Союза. Так, 16 сентября Европейский Союз устами своего представителя по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля заявил, что не признает выборы, проведенные девятого августа в Белоруссии, и не считает Лукашенко легитимным президентом Белоруссии. Боррель сообщил об этом на пленарном заседании Европейского парламента, анонсировав также введение европейских санкций против белорусского руководства. Совершенно ясно, что США и ЕС откровенно поддерживают белорусскую оппозицию, а Москва все увереннее поддерживает Александра Лукашенко, открыто предлагая ему финансовую и военную помощь. Это неизбежно приведет к постепенной эскалации напряженности на белорусском геополитическом поле боя. Теоретически после Украины и Крыма у России мало вариантов, чтобы повлиять на белорусские события. Однако это только теоретически, поскольку ставки в Белоруссии намного больше, чем на Украине, и вряд ли можно ожидать, что Россия позволит себе геополитическое поражение в Белоруссии. Москва сделает все или почти все, чтобы сохранить там свое геополитическое влияние. Речь идет, кстати, о стратегической глубине российской обороны, с одной стороны, и о сохранении Калининградской области в случае военного конфликта, с другой. С XVIII века российская национальная безопасность опиралась на буферные зоны на западе и юге. За это время Россия пережила четыре крупных вторжения: шведское, объединенное с польским и турецким на юге, французское и два раза немецкое (вторжение через Польшу и Украину). Во всех этих масштабных конфликтах Россия пользовалась своими просторами, которые приходилось преодолевать любому агрессору, чтобы добраться до ее центра. Эти большие расстояния обеспечивались буферными зонами, где силы противника рассредотачивались, изматывались и где продлевались логистические цепочки. После распада СССР Россия потеряла буферную зону вокруг своей сердцевины. Прибалтийские государства вошли в НАТО, как и все члены упраздненного Варшавского пакта, а они также служили своего рода щитом для России. Утрата влияния на Украине привела к тому, что силы НАТО оказались буквально у российских границ. Сейчас они стоят в 160 километрах от Санкт-Петербурга, а во времена холодной войны первые позиции альянса располагались в 1600 километрах от этого города, когда-то называвшегося Ленинградом.
Для России и ее доктрины не так важно, собираются ли НАТО или США сейчас напасть на нее, поскольку со временем, по мере смены политического руководства и геополитической ориентации цели государств меняются. Россия, не скрывая, пытается помешать дальнейшему расширению НАТО на восток каким бы то ни было образом, чтобы, по мысли российских политических и военных руководителей, сохранить для себя стратегическую глубину обороны. Благодаря политическим и военным действиям во время украинского кризиса Москве удалось помешать интегрировать Украину в военный пакт под руководством США. Если бы эта интеграция состоялась, то силы НАТО стояли бы менее чем в тысяче километров от Москвы. Хотя украинская буферная зона больше не контролируется Россией, она все еще обеспечивает ей стратегическую глубину обороны. Похожая ситуация, как считают в Москве, складывается и в Белоруссии. Если США и европейским союзником удастся завладеть Белоруссией и разместить там силы НАТО, интегрировав попутно и белорусские вооруженные силы, то белорусская буферная зона канет в Лету, и тогда Смоленск превратиться в город на границе с евроатлантическими структурами. С другой стороны, если Москве удастся взять Белоруссию под свой полный контроль и разместить там свои вооруженные силы, то Россия оказалась бы у самых подступов к Польше и, разумеется, Сувалкскому коридору (прорыв через который сохранит Калининградскую область и разорвет НАТО на две части). Крупные игроки понимают огромное значение белорусской территории и уязвимость коридора на Калининград для всех затронутых сторон и поэтому ведут очень осторожную игру. Если одна из сторон попытается оказать доминирующее давление на Белоруссию, то вторая не смолчит, и тогда конфликт будет стремительно развиваться. Так или иначе совершенно ясно, что за кризисом в Белоруссии стоят геополитические интересы самых мощных государств Европы и мира, которые сталкиваются на стратегически важной белорусской территории из-за уязвимого коридора и изолированного российского региона на Балтийском море между Польшей и Литвой. Лукашенко сам по себе никакой роли не играет, так как ничего не решает. К сожалению, если белорусский геополитический кризис под прикрытием продемократической революции продолжит развиваться теми же темпами, что и сегодня, Сувалкский коридор, вне всяких сомнений, обретет такой же зловещий смысл, как когда-то Фульдский коридор.
Загрузка...
Загрузка...