В начале сентября министр иностранных дел России Сергей Лавров впервые с 2012 года посетил Сирию. Визиту Лаврова предшествовало заключение соглашения в конце августа между Сирийским демократическим советом (СДС) — политическим крылом Сирийских демократических сил (SDF), состоящих в основном из курдских, арабских и ассирийских ополченцев — а также партией «Сирийская народная воля», которую многие считают пророссийской фракцией внутри сирийской оппозиции. Сообщается, что обе стороны согласились взять на себя обязательство найти справедливое демократическое решение курдского вопроса в Сирии и обеспечить конституционное признание прав сирийских курдов, а также национальных прав ассирийцев и всех других сирийских общин. Между тем американская администрация в течение последнего года работала над примирением политических фракций сирийских курдов, выступая посредником между курдскими партиями национального единства, крупнейшей из которых является партия «Демократический союз» (PYD), являющаяся политическим подразделением отрядов народной самообороны (YPG), представляющих собой основу SDF и Курдского национального совета в Сирии (KNC).
Основная цель организуемых американцами переговоров — создание курдской «автономии» при одновременном формировании предварительных условий для военного присутствия США в стране, особенно в нефтедобывающем регионе Сирии, которому, вероятно, будет придаваться особое значение в любых послевоенных договоренностях. Эта инициатива США также пользуется поддержкой правительства Макрона во Франции. Однако сирийские власти, которых поддержали Россия и Турция, выступили против переговоров по курдской проблеме под эгидой США, назвав действия американцев попыткой разделить страну. Вывод американских войск из Сирии остается частичным: в стране остается около 500 американских солдат, задача которых — вместе с SDF — обеспечить безопасность поддерживаемой Соединенными Штатами «автономной» зоны и крупных нефтяных месторождений. Сохраняя свое военное присутствие в стране, США пытаются обеспечить ликвидацию последних очагов Исламского государства, а также вынудить Иран вывести оттуда свои войска, продолжая при этом оказывать давление на Асада. Однако главной причиной вмешательства Вашингтона являетсяо попытка ослабить влияние Москвы. Во время онлайн-дискуссии, организованной Институтом Гудзона, специальный посланник США в Сирии Джеймс Джеффри заявил, что американское военное присутствие необходимо для оказания давления на врагов Соединенных Штатов. «Моя задача — превратить Сирию в болото для русских», — сказал Джеффри.
Недавние шаги США в Сирии усилили напряженность как в отношениях с Россией, которая остается основным сторонником Асада, так и с Турцией, рассматривающей курдский фактор как источник нестабильности и угрозу своей национальной безопасности. Эрдоган категорически отвергает создание в Сирии какой-либо курдской автономии. Профессор политологии в колледже Эммануэля в Бостоне Леонора Мартин сказала, что между США и Турцией практически нет никакого согласия по ряду вопросов, таких как проблемы Восточного Средиземноморья, С-400 и Нагорный Карабах, и это лишь некоторые из них. Вряд ли США и Турция найдут точки соприкосновения по курдскому вопросу в Сирии. По словам Мартин, поскольку Турция продолжает атаковать курдов в Сирии и на севере Ирака, сложно представить, что Анкара будет готова пойти на какой-либо компромисс в отношении SDF. В конце концов, правительство Эрдогана рассматривает курдов SDF как союзников Рабочей партии Курдистана, сепаратистского движения в Турции, и, следовательно, как угрозу своему существованию. И такой подход вряд ли изменится в ближайшем будущем. В последнее время усилилось соперничество между Соединенными Штатами и Россией за завоевание сердец и умов курдов, но до сих пор ни одна из сторон не сделала публичных заявлений с конкретными обещаниями в отношении прав курдов, будущее которых по-прежнему остается неопределенным. Не стоит забывать, что курдов предавали много раз в прошлом. Всего два года назад Москва позволила Турции оккупировать Африн, а Трамп дал зеленый свет турецкой интервенции в октябре прошлого года, в результате чего курдские формирования были отброшены от сирийско-турецкой границы.
Хотя инициативу США по объединению курдов можно трактовать как призыв к Москве не входить в северо-восточную Сирию, Мартин не считает переговоры о курдском единстве серьезным сдерживающим фактором для Москвы, тем более что президент Трамп в очередной раз заявил о выводе американских войск из Сирии. Более того, присутствие там небольшого американского военного контингента вряд ли принесет какие-либо значимые результаты, высвечивая несоответствие между амбициями Вашингтона и его ограниченными ресурсами на местах. Нынешняя американская стратегия может оказаться фатальной. Вашингтон рискует жизнями своих солдат в стране, где у США очень мало рычагов влияния. Любое решение оставить американские войска в Сирии может быть интерпретировано как попытка использовать их в качестве разменной монеты в случае заключения мирного соглашения в будущем, которое на сегодняшний день не имеет никаких признаков материализации. В конечном счете, попытка специального посланника США Джеймса Джеффри, похоже, обречена на провал, поскольку для успеха ему нужны и кнут, и пряник. На данный момент в его дипломатическом арсенале, похоже, нет ни того, ни другого. Поделиться...
VKTwitterFacebook0
Загрузка...
Загрузка...