Даже если новому избранному президенту США не придется столкнуться с какими-либо невообразимыми трудностями и вызовами непосредственно во время официального вступления в должность в январе 2021 года, очевидно, что ситуация с пандемией COVID-19, и ее экономические последствия принесут Джо Байдену массу проблем, по крайней мере, в первые месяцы президентства. Но помимо главной проблемы, связанной с эпидемией и ее последствиями, Джо Байдену придется иметь дело и с грандиозными внешнеполитическими вызовами, едва ли не самыми тяжелыми, с которыми когда-либо в истории сталкивались президенты США. В первую очередь, Байдену придется унаследовать от предыдущей администрации вызов в виде торговой войны с Китаем, которая началась более чем на год ранее вспышки эпидемии коронавируса, в том же Китае. Торговая война, а потом и начавшаяся в Китае и распространившаяся по всему миру эпидемия привели к небывалому осложнению американо-китайских отношений. С другой стороны, отношения США с другими странами Дальнего Востока, например, Японией и Южной Кореей, являвшимися все прошлые годы союзниками США в регионе Восточной Азии, в период нахождения у власти администрации Дональда Трампа стали далеко не такими, какими были ранее. Инициированный Трампом выход США из соглашения по Транстихоокеанскому партнерству стал предметом озабоченности как для вышеупомянутых государств, так и для многих других стран, считавшихся ранее союзниками США в Восточно-Азиатском регионе. Но совершенно особой темой (или темой особой важности) является Россия с Владимиром Путиным во главе. Возможно, Трампу следует считать Путина гораздо более сложной проблемой, чем отношения с Китаем. Россия под властью Путина считается потенциальной угрозой США, другим странам Запада, соседям России и даже собственному народу. Кажется, Байден это осознает, поскольку совсем недавно он сам стал мишенью кампании, развернутой в СМИ накануне выборов в 2020 году и связанной с Россией. Кампания была направлена на то, чтобы при помощи разного рода разоблачений и скандальной информации, связанной с его сыном Робертом Хантером Байденом, помешать ему стать президентом, и проложить, наоборот, путь к победе на выборах Дональда Трампа, как это уже произошло на предыдущих выборах 2016 года. Сам Байден в одной свое статье в начале 2020 года писал: «Чтобы противостоять угрозам со стороны России, мы должны поддерживать и укреплять военный потенциал блока НАТО и в то же время быть готовым противостоять разного рода нетрадиционным угрозам, как распространение фейковой и ложной информации, кибератаки и хищение информации через интернет. Нам следует, вследствие многочисленных нарушений международных норм и правил со стороны России и ее правительства, вводить против Москвы более серьезные санкции, как персонального, так и коллективного характера, а также поддерживать и помогать тем, кто, имея в этой стране мужественную гражданскую позицию, пытается противостоять тирании и диктаторскому характеру правления Владимира Путина». В одном из своих предвыборных интервью каналу CBS, Байден также заявлял, что именно Россия «является самой главной угрозой национальной безопасности Америки» и что Москва уже много лет «пытается подорвать безопасность и демократию в США». Имея в виду все эти идеологические построения, представляется логичным, что Байден, когда приступит к формированию своей администрации и станет делать важные назначения в правительство и кабинет ответственных лиц, в том числе и в сфере внешней политики, будет подбирать именно тех, кто разделяет точку зрения на российскую угрозу как саму важную и опасную для США. Уже многие из предыдущих администраций США пытались выстраивать, каждая по-своему, тактику противодействия «угрозам» со стороны России при Путине, но ни одна из них не только не могла достичь успеха, но и наоборот, приводила к тому, что Москва совершала все новые и новые шаги, которые представляли угрозу для США. И Байдену предстоит усвоить те уроки, которые достанутся ему в наследство от предыдущих президентов и кабинетов и исправлять те ошибки, которые совершались ими в отношении России. Чтобы попытаться изменить политику России Путина и повлиять на нее в нужном для США направлении, потребуется усиление давления со стороны Запада на Москву, применение таких мер, которые реально смогут противодействовать России, а США должны возглавить эту политику давления Запада на Москву, тесно сотрудничая со своими европейскими и другими союзниками. Пути и возможности противостоять Путину Сущность политики «сдерживания», в ее классическом понимании, заключается в том, чтобы США могли действовать со своими союзниками США и не совершали бы тех шагов, которые могли бы нарушить или ослабить единую линию в политике Запада против Москвы. Последние годы у США, на пути «противодействия России», постоянно возникали противоречия со своими партнерами. Так, Германия и другие страны Западной Европы не являются угрозой для США, однако Трамп применял в отношении группы стран Евросоюза, прежде всего, той же Германии, такие шаги, как будто именно они, а не Россия, являются главным вызовом для США. Все возникавшие на этом пути противоречия между США и их европейскими партнерами приводили к тому, что эти противоречия искусно использовала в своих интересах администрация Путина. У Вашингтона могут быть какие угодно серьезные разногласия с Берлином по поводу строительства трубопровода «Северный поток-2», однако при этом американское правительство не должно рассматривать Ангелу Меркель, федерального канцлера Германии, и одного из ведущих лидеров Европы, как своего врага и тем более, ему следует воздерживаться от применения санкций в отношении нее и ее администрации, в связи с «Северным потоком». Давление на Россию и Путина будут только тогда иметь результат, если США и Европа будут действовать сообща. Байден также не должен совершать тех ошибок, которые совершали Трамп или до него Обама, когда те уделяли слишком большое внимание отношениям европейских лидеров лично с Путиным или, ранее, с Медведевым и пытались как-то повлиять на те отношения, что в результате приводило только к противоречиям в отношении Америки и Европы. Реальность современной мировой политики такова, что именно Россия больше нуждается в Западе, а не наоборот. С другой стороны, будущей администрации Байдена предстоит осознать то, что никак не хотели осознавать его предшественники: режим Путина (или правительство России) и народ России — это не одно и то же. Соответственно, вся международная риторика должна быть направлена именно против Путина и его правительства, но не против российского народа. Должна более последовательно звучать мысль, что Путин строит свою политику в угоду лично себе и узкому кругу коррумпированного меньшинства, но никак не в интересах народа. Хотя Путин постоянно провозглашает, что врагом России номер один являются Соединенный Штаты, опрос, проведенный в начале 2020 года Левада-центром, показал, что только 3% опрошенных разделяют эту точку зрения российского президента. При этом, правда, есть данные и других опросов, показывающие совсем иные цифры — там в частности, аналогичные показатели были несоизмеримо выше, порядка 70%. В одной из своих статей Байден указал на основные направления политики в отношении России, которые он планирует применять. Новый президент США отмечал, что ответственность за нарушение международных норм должен нести не российский народ, а российское правительство, и именно таким образом должна быть выстроена политика санкций в отношении России, правда, добавляет при этом, что, возможно, такая политика уже безнадежно опоздала. Если вводить наказания и возлагать ответственность за нарушение международных прав, то наказывать необходимо персонально российских чиновников разного ранга, в соответствии с принятым в США Законом Магнитского. Поскольку если кто-то и несет ответственность за массовые нарушения в России прав человека, то это, прежде всего, политики и чиновники. Список тех, кто пострадал в России за критику политики Путина и его правительства, очень длинный, и он постоянно расширяется. Среди не раскрытых и не расследованных до конца преступлений значатся убийства, покушения на убийства и попытки отравлений (как удачные, так и нет). В этом списке — такие известные в России и за ее пределами политики и оппозиционеры, как бывшие сотрудники внешней разведки Александр Литвиненко и Сергей Скрипаль, журналист Анна Политковская, Борис Немцов, Владимир Кара-Мурза. Недавно в этот список вошел и известный блогер Алексей Навальный.
В последние годы высказывалось очень много критики в адрес политики санкций в отношении России, в связи с аннексией Крымского полуострова и участием России в вооруженном конфликте на востоке Украины: содержание этой критики таково, что эта политика безадресна и потому неэффективна. Есть определенные ожидания, что новая администрация США, которая сформируется вокруг Байдена, либо отменит часть санкций (особенно те, что не дают эффекта, разве что настраивают общественное мнение в России против Запада), либо даст соответствующие рекомендации своим европейским партнерам. Но в то же время нужно отметить, что политика противостояния России только тогда может принести эффект, если она последовательна: потому санкции, связанные с Крымом или с участием в конфликте на юго-востоке Украины вооруженных группировок, лояльных Москве, должны оставаться в силе, по крайней мере, до тех пор, пока нормы международного права не будут восстановлены, и Крым не будет возвращен Украине. Кроме того, Байдену необходимо последовательно применять санкции, связанные с кибератаками, а не ограничиваться только декларациями, как это предпочитала делать администрация Трампа, если будет доказана причастность к этим атакам российских чиновников и кремлевской администрации.
Спецрепортаж, подготовленный группой «Мир»/ «Россия и Кавказ» /Первая полоса издания Hamshahri
Загрузка...
Загрузка...