В современной Белоруссии официальным героем является Сталин. Попутно выскажу надежду, что через год этого уже не будет, но пока есть. Готовы ли мы признать, что граждане Белоруссии имеют право работать на киевскую, харьковскую или львовскую фирму — и при этом гордиться плакатами с надписью «Сталин» или портретом усатого? Кстати, в той же Италии в январе этого года водитель-дальнобойщик из Белоруссии (но родом из Украины) жестоко избил украинского коллегу из-за спора о Сталине. Своеобразные люди эти дальнобойщики. Но в целом я не о белорусах (о них в следующий раз), ведь мало кто из них выезжает на заработки на Украину. А те, кто приезжает, обычно еще большие антисоветчики, чем рядовые украинцы. Да речь и не о Степане Бандере, как конкретной исторической фигуре. Меня больше интересует поле символического, о котором, собственно, и говорится в этой истории. В советское время пропаганда выбрала именно Бандеру на роль главного «плохого парня» Западной Украины. Оно и понятно: бэкграунд массовых убийств (которые то поколение хорошо помнило), колоритная фамилия, напоминающая слово «бандит» — все способствовало советской пропаганде. Кроме самой советской — таки действительности. Нищета, дефицит, отсутствие базовых свобод — все это привело к тому, что обидное слово «бандера», по определению самого западного украинца, переросло в нечто похожее на распространенное в негритянских кварталах США ругательное слово «ниггер»: употреблять его в отношении себя стало признаком гордости за собственную несокрушимость перед иностранным давлением. Соответственно, сам Степан Андреевич уже стал производным от своего символа: человек становился бандеровцем не потому, что тщательно изучал и разделял взгляды Бандеры, а акцептировал и оправдывал все, связанное с Бандерой потому, что называл себя бандеровцем. Если в советское время символический Бандера выступал как альтернатива мрачному совку, то во времена Кучмы он стал альтернативой уже коррумпированной олигархической системе новейших неофеодалов. «Бандера придет — порядок наведет!» — стало аналогом русского выражения: «Сталина на вас нет!». Для бедного, подавленного общества вера в доброго и сильного вождя — это вполне естественно. И, соответственно, адепты вождя не хотят слышать никаких аргументов, которые возвышают их позицию. Но между Украиной и Россией есть существенная разница — двойственное понимание лозунга «мы идем своим путем». Для современного российского провластного дискурса «свой путь» означает буквально свой, отдельный, Русский вектор, которым никто, кроме России и ее «младших братьев», не идет. На Украине же этот лозунг адаптировали для определения вектора на запад, к ЕС и европейским ценностям. И тут возникает проблема. Если в советские времена границы были закрыты и с украинской точки зрения существовали лишь «мы» (украинцы) и «они» (Москва), то теперь оказалось, что к западу от нас расположена еще как минимум Польша. А еще оказывается, что, несмотря на распространенный миф, бандеровцы убили значительно больше гражданских поляков, чем вооруженных русских. И поляки об этом помнят. Но далеко не все украинцы до конца это осознали. По инерции кое-кто пытается продвигать тему «поляки такие же империалисты, как и русские» — но в условиях оккупированного Крыма и Донбасса это звучит явно неубедительно. Добавим сюда сотни тысяч украинских граждан, которые закончили и еще закончат польские университеты, а также несколько миллионов тех, кто работал, работает и будет работать в Польше, причем кое-кто из них останется в этой стране по крайней мере на длительное время, если не навсегда. Добавим еще родственников этих людей. Умножим на очевидный для них факт, что в целом Польша как государство относится к украинцам лучше, чем Украина (не скажу, что идеально, но в целом качество государственных услуг на голову выше). В таких условиях пытаться и дальше лелеять любимый образ «Вождя» как минимум нелогично. Конечно, можно с кремлевским упрямством продолжать кричать хорошо заученные лозунги в стиле «деды воевали!», но они будут работать скорее в минус имиджу Украины — причем не так в глазах поляков, как в глазах все большей части украинцев. В наших условиях нельзя тупо копировать русский способ построения «пантеона героев», лишь заменив название армии и имя ее руководителя. Другое общество, другая система власти, другой вектор развития государства (как декларировано другой — в Европу, так и фактически другой — олигархия вместо гибридного авторитаризма). Наверное, кое-кого из читателей мои слова обидят. Как, мол, можно посягать на святость Вождей? Но это не к ним, а к способным мыслить критически. Архивы в значительной мере рассекречены. Материалов — полно. Берем каждый период нашей непростой истории — и смотрим, но не с точки зрения «украинцы всегда правы, а все, кто против — враги». В частности, узнаем, кто такие «бандеровцы», кто такие «мельниковцы», а кто — «бульбовцы». В чем заключался конфликт между ними. Какова была их политика в отношении гражданского населения, в отношении этнических меньшинств, в отношении сотрудничества с другими организациями и оккупационными властями. Там тоже была политика не менее интересная, но значительно более жестокая, чем та, которая сейчас бушует в наших советах и администрациях всех уровней. А говорить лозунгами и при этом швырять оппонентам «учи историю, а не пропаганду» — много ума не надо. Ну и напоследок — к хорошей новости. Трое украинцев с Волыни спасли жизнь ребенку в городе Вронки, что на северо-западе Польши. Героям слава!
Загрузка...
Загрузка...