Отношения между Берлином и Москвой всегда имели решающее значение для политики ЕС в отношении России. Ведь Германия не только один из важнейших торговых партнеров России, но и традиционная немецкая восточная политика всегда основывалась на ожиданиях того, что расширение контактов может превратить Россию в современное и открытое общество и конструктивного партнера в международных делах. Во время украинского кризиса представления Германии о России коренным образом изменились. Растущая взаимозависимость явно не могла помешать Кремлю бросить вызов европейскому порядку безопасности, аннексировать Крым и вмешаться с применением военной силы в Восточную Украину. В тесном сотрудничестве с президентом Франции канцлер Германии Ангела Меркель лично стала координатором переговоров по политическому урегулированию на Украине в рамках нормандского формата. Регулярные телефонные разговоры Меркель с президентом России Владимиром Путиным в конечном итоге привели ее к выводу, что он живет в другой реальности, и в Европейском совете она настаивала на том, чтобы экономические и финансовые санкции были увязаны с полным выполнением Минских соглашений. Германия оказала сильное влияние на политику ЕС в отношении России, в результате чего были приняты во внимание Пять принципов отношений с Россией, в которых также учитывались интересы стран Восточного партнерства, таких как Украина, в том числе путем укрепления устойчивости против российских операций пагубного влияния. Совсем недавно эти принципы получили дальнейшее развитие в политике ЕС по трем направлениям: «отталкивать, сдерживать и вовлекать». Также в этой дискуссии Германия сыграла ключевую роль после дела Навального, в котором Меркель также приняла личное участие, предложив ему лечение в берлинской больнице. Полезность диалога с Москвой в нынешних обстоятельствах и возможности избирательного взаимодействия были наиболее горячо обсуждаемыми темами в рамках Европейского совета. Помимо конфликтов с Россией, Меркель все еще хочет сохранить открытыми линии связи с Москвой, хотя она не наивна в отношении конкретных результатов. Несколько странно, что недавно она объединилась с президентом Франции Макроном, призвав к саммиту ЕС с Путиным, чтобы урегулировать отношения на фоне недавнего саммита Байдена и Путина. Однако это предложение было немедленно отвергнуто подавляющим большинством членов ЕС. В то время как Макрон ранее предпринял злополучную попытку сделать шаги навстречу России, Меркель рассматривалась как более нейтральный силовой посредник, готовый согласиться с тем, что российские контрсанкции также нанесут ущерб немецкой экономике. Однако всегда было одно исключение: энергетические отношения и особенно строительство газопровода «Северный поток — 2» (СП-2). Однако в результате украинского кризиса Меркель согласилась с тем, что СП-2 не является чисто коммерческим проектом и может иметь серьезные геополитические последствия для партнеров в Центральной и Восточной Европе, включая Украину. Поэтому Меркель последовательно пытается обеспечить будущее транзита газа через Украину даже после завершения строительства СП-2 этим летом. Но остается большой вопрос, будет ли когда-либо использоваться СП-2, учитывая нормативную базу ЕС по разделению владельцев и пользователей трубопровода. После того, как Меркель покинет свой пост, основы отношений Германии (и ЕС) с Россией, вероятно, не изменятся. Ожидается, что новый канцлер Христианско-демократического союза (ХДС) обеспечит дальнейшую преемственность, даже если коалиция с Партией зеленых может означать более критическое отношение к России в отношении ее репрессивной внутренней политики и агрессивной внешней политики в сочетании с новым стремлением к более тесному сотрудничеству по России с соседями из Центральной и Восточной Европы. Но такое более критическое отношение к внутренней и внешней политике России уже начало проявляться ранее, когда у руля стояла Меркель. Тони ван дер Тогт — старший научный сотрудник Центра Клингендаэля по России и Восточной Европе в Гааге. Он регулярно публикует материалы об отношениях между Россией и ЕС и является участником Экспертной сети ЕС-Россия.
Загрузка...