Международный авиакосмический салон МАКС-2021, организованный 20-25 июля в подмосковном Жуковском, был, несомненно, важным пропагандистским событием. Российские власти стремились доказать, что несмотря на санкции Россия остается важным игроком на мировом рынке вооружений и может выпускать продукцию, способную конкурировать с лучшими мировыми образцами. В реальности устроенное с большим размахом мероприятие посетило всего 30 делегаций из 20 стран. В выставочной части площадью 105 тысяч квадратных метров были представлены 538 российских и 91 иностранная компания. Переломным событием стало использование гибридного формата, позволившее дополнительно привлечь к выставке 202 иностранных участников из 53 стран. Таким образом в целом в ней приняли участие 831 экспонентов из 56 государств. Россияне в особенности подчеркивали тот факт, что на авиасалоне появились национальные экспозиции Бельгии, Германии, Ирана, Канады, Белоруссии, Франции и Чехии. Они также обращали внимание, что иностранные компании привезли продукцию никогда ранее не демонстрировавшуюся в России. Среди премьер МАКС-2021 назывались широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет «Эйрбас» A350-1000, среднемагистральный «Эйрбас» А220-300, турбовинтовой «Пилатус» PC-12NGX, а также два легких самолета американской компании «Циррус». В статической экспозиции и в рамках летной программы было показано 202 воздушных судна. Зрители увидели полеты вертолетов Ка-226 и Ми-171, истребителей Су-57 и МиГ-35, а также экспериментального пассажирского самолета МС-21-300. В целом в летной программе приняли участие более 80 летательных аппаратов, в том числе 39 машин в составе восьми пилотажных групп. Число посетителей салона составило 135 020 человек. Экономический успех или провал? Все это масштабное мероприятие было устроено для того, чтобы вложенные в него средства быстро вернулись в виде конкретных заказов. В официальных сообщениях говорилось, однако, лишь о том, что иностранцы заинтересовались «истребителями МиГ-35Д и Су-30СМЭ, военно-транспортными самолетами Ил-76МД-90А(Э), самолетами-заправщиками Ил-78МК-90А, боевыми вертолетами Ми-28НЭ, Ка-52, военно-транспортными Ми-171Ш и многоцелевымиКа-226Т, а также средствами ПВО, в том числе ЗРПК „Панцирь-С1"». О деталях контрактов россияне распространялись мало. Российская сторона хвалилась тем, что МАКС-2021 стал местом, где состоялся ряд премьерных показов. Помимо легкого тактического самолета «Чекмейт», который считается «хитом», среди новинок упоминались в первую очередь среднемагистральный лайнер МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14, региональный турбовинтовой самолет Ил-114-300, легкий многоцелевой самолет «Байкал», предназначенный для работы на нефтяных платформах модернизированный вертолет Ми-171А3, оснащенный обновленными силовой установкой, радиоэлектронным оборудованием и системой пожаротушения вертолет Ка-32А11М, вертолет «Ансат-М» с увеличенной дальностью полета, а также проекты турбовальных двигателей ВК-650В и ВК-1600В. Успех в продажах был неизбежен, поскольку россияне в пропагандистских целях отложили подписание ряда контрактов до МАКС-2021. План сработал: благодаря такой стратегии после мероприятия появилась возможность сообщить, что в его ходе были подписаны договоры на общую сумму в 265 миллиардов рублей (3,04 миллиарда евро). Важнейшие из них касались поставки самолетов «Сухой Суперджет 100» и Ил-114-300, а также вертолетов Ми-8МТВ, Ми-38ПС и Ми-171А3. В первую очередь заработать удалось, конечно, российскому государственному концерну «Ростех», который подписал контракты на общую сумму в более 230 миллиардов рублей (2,64 миллиарда евро). Это не вызывает удивления, поскольку он представил примерно 500 образцов техники, в том числе 50 новинок: самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты, авионику и двигатели. Также демонстрировались наземные системы, в частности, показанный впервые на МАКС-2021 принадлежащим «Ростеху» концерном «Техмаш» макет новейшей тяжелой огнеметной системы ТОС-2 «Тосочка» (многоствольной пусковой установки термобарических снарядов). Она имеет более компактные размеры, чем появившиеся ранее «Солнцепек» и «Буратино», благодаря чему ее можно установить на колесном шасси. Что касается экспортных контрактов, то входящий в состав «Ростеха» концерн «Рособоронэкспорт» подписал их в целом 13 на сумму более миллиарда евро. Глава концерна сообщил, что иностранные покупатели собираются приобрести самолеты Су-30СМЭ, вертолеты Ми-35М и Ми-17В5, РЛС «Противник-ГЕ» и переносные зенитные ракетные комплексы «Верба». Также были заказаны «современные авиационные средства поражения и ряд образцов бронетанковой и автомобильной техники». Кроме того, с потенциальными клиентами с Ближнего Востока, из Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и СНГ велись переговоры на тему «совместного и лицензионного производства российских боевых самолетов и вертолетов». Санкции не работают, а Россия мощна и точка Благодаря этим усилиям салон МАКС-2021 можно было провозгласить успешным. Глава концерна «Ростех» счел, что результаты превзошли ожидания, однако, иного мнения от него никто услышать и не ожидал. В ходе выставки и непосредственно после ее окончания таких положительных оценок звучало, впрочем, много. В большинстве случаев они были призваны подтвердить, что введенные в отношении России ЕС и США санкции не работают. Комментарии по итогам салона пестрели фразами о том, что «российские вооружения наносят удар по монополии доллара», а военно-техническое сотрудничество требует дедолларизации. Россияне не только боролись за контракты, но и преследовали две другие важные цели: они хотят обрести независимость от комплектующих и технологий из западных стран, а также отказаться от расчетов в долларах. Именно это должно помочь снизить риски, связанные с ограничительными мерами, которые США ввели в отношении покупателей российских вооружений в рамках закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций». Обнаруживать соответствующие транзакции американской стороне помогало то, что при расчетах в долларах они тем или иным образом проходили через американские финансовые организации. В итоге США знали, что покупалось, как и почем. Салон МАКС-2021 показал, что россияне сейчас прилагают максимум усилий к тому, чтобы помешать этому, перейдя в расчетах на рубли или национальные валюты клиентов. Это, однако, лишь следствие процесса, который начался гораздо раньше, еще при президентстве Барака Обамы. Изначально речь шла о том, чтобы заключать контракты в евро, что было относительно просто, поскольку клиентами зачастую выступали члены Евросоюза (можно вспомнить, например, нашумевший контракт на поставку вертолетоносцев класса «Мистраль»). В итоге в 2013-2020 годах в расчетах со странами ЕС доля доллара снизилась с 50% до 30%, а доля рубля выросла с 7% до 19%. В свою очередь, в расчетах с Китаем доля доллара снизилась с 93% до 41%. Анализируя свою экспортную деятельность (в том числе успехи, достигнутые на МАКС-2021), россияне стараются уже не называть суммы в американских долларах, а оценивать свои достижения в рублях. Таким образом они достигают дополнительного положительного эффекта: нынешний курс позволяет писать о прибыли, измеряющейся в сотнях миллиардов. Самое главное — первое впечатление и создаваемый пропагандистский эффект, а мало кто может быстро перевести рубли в доллары. Готовность других стран перейти в расчетах за российский экспорт на рубли считают в России важным знаком готовности к дальнейшему развитию сотрудничества и закупке в будущем другой российской продукции. В рублях платят за обслуживание, запасные части, заводской ремонт. Кроме того, импортер имеет возможность взять кредит в российском банке, способствуя таким образом развитию дружественных России международных финансовых рынков. Важно также то, что россияне все чаще соглашаются на бартерные сделки при поставках своей продукции. Такая стратегия в особенности подходит для взаимоотношений со странами Африки, где взамен за оружие можно получить полезные ископаемые, согласие на создание баз или даже квоты на вылов рыбы в водах стран-импортеров. Именно так действуют в Африке китайцы, а Иран обходит эмбарго, обменивая нефть и золото на пшеницу, растительное масло или рис. Можно предположить, что такие соглашения заключались в том числе в ходе МАКС-2021.
Загрузка...