Эффективность бизнеса напрямую зависит от мозгов руководителя.
Однажды я глубоко и серьезно задумался, почему иногда мне удается с легкостью решать сложнейшие задачи, да еще и в режиме срочно, а иногда наоборот полдня туплю над какой-нибудь проблемой и не могу сосредоточиться.
Вообще, если человек считает себя более-менее умным, но при этом его работоспособность нулевая, то результат точно такой же как у дурака. Т.е. работоспособность - это как бы мощность мозга.
Но даже в том случае, когда и логика, и работоспособность на высоте, все равно можно еще улучшить результат, применяя специальные психологические техники.
В общем, это многогранная проблема, и я решил исследовать вопрос и собрать всё, что могу по этому вопросу. Вот некоторые факторы:
1) Сон.
Мы уже писали про важность сна, поэтому повторю лишь основные моменты: человеку совершенно необходимо спать достаточное количество часов каждый день. В случае регулярного недосыпа мыслительная способность резко снижаются. По некоторым исследованиям до двух раз. Так что спать надо нормально. А дополнительный короткий дневной сон (получасовой) увеличивает эффективность работы мозга на 30% ( это доказано специалистами NASA ).
Кофе НЕ ЯВЛЯЕТСЯ заменой сна.
Согласно последним исследованиям, во сне происходят удивительные вещи:
- "переваривание" информации, полученной днем;
- мониторинг и настройка работы внутренних органов;
- процессы, изменяющие состав крови и т.д.
В общем нормальный сон абсолютно необходим и незаменим
2) Отдых.
Думать и работать вообще без перерыва - неэффективно. Надо иногда отдыхать.
В частности, отдых критически важен для памяти. Человек не способен за один присест запомнить очень много информации. Мозгу нужно время, чтобы "распихать" все по полочкам. Например, если вам нужно выучить стихотворение гораздо эффективнее его учить с перерывами на отдых, чем 20 раз подряд. Меньше потребуется времени для запоминания.
Нельзя себя загонять как лошадь на работе. Простой принцип "устал - немного отдохни" может творить чудеса производительности.
3) Память.
Чтобы эффективно думать, нужно много знать. Помнить много информации. Понимать, как всё работает.
Приведу пример: допустим, разрабатывается программное обеспечение, очень сложное и многогранное. Так вот, программист-середнячок, работающий в компании пару лет, который ЗНАЕТ, где и как там что работает и взаимосвязано, будет ЦЕННЕЕ программиста-гения, который только что устроился на работу. Он будет принимать более умные и взвешенные решения, по крайней мере какое-то время.
Поэтому изучайте информацию, повышайте квалификацию, исследуйте свой бизнес, замеряйте ключевые показатели. Чтобы было над чем подумать.
4) Логика
Интуиция хороша для генерации идей, а также для принятия быстрых решений, когда уже нет времени думать. Однако, чтобы принимать взвешенные решения, нужно опираться на факты и логику. Если у вас есть гипотеза, проверьте её. Возможно, ваша интуиция вас обманула. Так же не советую действовать согласно приметам и суевериям. Это вам не поможет.
5) Концентрация внимания
Когда человек обдумывает что-то, он сначала вспоминает все-все необходимые для обдумывания детали и крупицы информации, т.е. как бы загружает необходимый контекст в оперативную память, и лишь затем начинает применять логику.
Если что-то отвлекает от размышлений, то есть риск "потерять нить рассуждений". Для того, чтобы снова найти эту "нить" и продолжить работу мысли, необходимо снова подгружать контекст. Это требует во-первых времени, а во-вторых энергии. Поэтому если вас целый день отвлекают, например, скайпы и сообщения вконтактике, то вы за день, соответственно, во-первых, ничего не сделаете, а во-вторых устанете при этом так, как будто вы решали судьбу мира.
Существует так называемое состояние потока, когда начинаешь что-то делать, и полностью концентрируясь на этом, просто даже не можешь остановиться. У программистов это бывает при изучении новой интересной технологии. У геймеров - это прохождение очередного уровня игры, у писателей это называется вдохновение и т.д. Когда кажется, что и отдых не нужен. Если вы научитесь входить в поток, то вы свернете горы, потому что эффективность работы в этом состоянии колоссальна.
Какие отвлекающие факторы обычно бывают в стандартном офисе:
- неудобное кресло
- неудобный стол
- музыка
- коллеги, которые все время дергают
- сообщения в скайпе и других программах
- заторможенный компьютер или интернет
- когда что-то болит или чешется
- голод
К примеру, я пробовал работать после операции, это было ужасно. Я ни на чем не мог сосредоточиться от ноющей боли, несмотря на то, что она была не слишком сильной.
6) Правильная внешняя мотивация
Т.е. чтобы мотивация была, но при этом была не слишком стрессовой. Мы недавно писали об этом пост.
7) Внутренняя мотивация
Те, кто имел счастье владеть собственным бизнесом, знает, что мотивация абсолютно не сравнима с мотивацией наемного сотрудника. Ты работаешь 24/7 и не особо устаешь, потому что это становится не просто твоей работой, а частью жизни. Те, кто еще не пробовал открыть свое дело, попробуйте. Это такой кайф - делать то, что сам решил делать.
8) Физическая активность
В здоровом теле здоровый дух. Это не просто поговорка, это доказано. Вернее доказано, что отсутствие физической активности ухудшает мыслительные процессы. Надо заниматься каким-нибудь спортом/фитнесом (если нет противопоказаний) или хотя бы гулять почаще на свежем воздухе. Поменьше сидеть на одном месте. Нормальный сон и физическая активность - это то, что может позволить себе каждый. +50% к интеллекту гарантирую.
9) Меняйте обстановку почаще
Смена обстановки, например, поездка в другую страну, активирует нейроны головного мозга, заставляет работать те уголки памяти, о которых вы и не подозревали. Это всё вам пригодится для генерации новых идей и решения проблем. Т.е. всё то, что называется "оценить свежим взглядом". Начните делать то, что вы никогда не делали, и вы будете смотреть на вещи немного под другим углом.
10) Избегайте ловушек мышления.
Человек привык принимать решения сходу. Даже если он тщательно обдумывает что-то, обычно это 2-3 варианта решения проблемы, которые ему сходу пришли в голову. Таково свойство человеческого интеллекта.
Попробуйте провести эксперимент: СНАЧАЛА придумайте десяток вариантов ( а обычно они есть), и только ПОТОМ обдумайте каждый из них. Вы будете поражены, насколько многогранен окружающий мир.
В частности, различные методики, такие как "мозговой штурм", направлены как раз на это: много человек придумывают много идей, а потом вдумчиво оставляют лучшие из них.
Еще одна ловушка - это предвзятость. Наше собственное мнение зачастую важнее фактов. Более того, обычно люди ищут только те факты, которые подтверждают мнение и игнорируют противоположные. С этим можно и нужно бороться. Один из способов - спросить других людей, что они думают по поводу вашей идеи. Вы можете узнать интересные и полезные вещи. Опять же, "свежий взгляд" может сгладить вашу зацикленность на идее-фикс.
11) Взаимодействие с другими людьми.
Можно не знать многих вещей. Но если есть у кого спросить, то пол дела сделано. Это могут быть ваши сотрудники или друзья или эксперты-консультанты, не важно. Главное, что больше людей - больше знаний. Не даром общительность - это одна из основных черт любого предпринимателя. Посмотрите хотя бы на Ричарда Бренсона или Олега Тинькова. У них просто невероятное количество полезных знакомств, которые они постоянно эксплуатируют. Вы думаете один человек может быть настолько умным, чтобы организовать новый банк? Чтобы хотя бы найти нужные кадры для этого? Я думаю, нет. Это результат совместного интеллекта многих людей, свободно обменивающихся идеями.
Если подытожить, то каждый человек может хотя бы немного стать умнее с помощью этих нехитрых приемов.