Умение говорить - передавать информацию с помощью речи - основной критерий, который отличает человека от животного, это ценнейший дар, он помог человечеству добиться всего, что мы видим сейчас. Однако каждый знает, что говорить можно по-разному, некоторых людей можно слушать часами, не отрываясь, других выслушать до конца просто невозможно, внезапно появляется огромное, необъяснимое желание немедленно закрыть уши и бежать куда подальше.
Приведем примеры того, что больше всего раздражает людей в разговорах. Слишком широкое использование слов и словосочетаний-паразитов ("ну", "в общем", "это", "на самом деле", как бы" и т.д.), затем длинные неуместные паузы, несвязность речи (несовпадение падежных, временных окончаний, неправильные глагольные формы), и многое другое, обо всём и не напишешь.
В принципе, все люди выросли в разговаривающем обществе, оттого к подростковому возрасту подавляющее большинство нормально разговаривает как минимум на своём родном языке, в привычных ситуациях. Но стресс - вот что показывает нашу слабость и беспомощность, когда ситуация непривычная и мозг не может за короткое время подобрать готовое решение, ответить готовыми фразами и предложениями! Что же делать? - а ничего, нужно составлять новые фразы, новые предложения и чем быстрей, тем лучше.
А вот для этого уже нужна тренировка. Она может быть как естественной, так и искусственной. Естественная - когда человеку по роду его деятельности, увлечений, или общения приходится много и часто разговаривать, у него формируется обширный словарный запас, он говорит легко и непринуждённо, таких людей (их не очень много) практически невозможно ввести в речевой ступор. Искусственная - это когда ты искусственно увеличиваешь время своего общения, конечно лучше всего с собеседниками, но если их нет, вполне подойдёт, скажем, телевизор. Попытайтесь подражать диктору, говорить такой же речью – это будет получаться далеко не сразу, но помните, что умение подстроиться к собеседнику, под его манеру общения – это первое чему учат будущих гипнотизёров, к тому же у вас существенно пополнится словарный запас неплохой цензурной лексикой. Тренировки проводите всегда вслух, иначе эффект будет минимален.
Не стоит забывать, что одновременно с обучением «как говорить» вы должны учиться тому, «что говорить». Разговор - это передача информации, и вам необходимо ею обладать. Информация содержится везде, в любом даже самом обычном предмете её столько, что не хватит и суток, чтобы обо всём кратенько так рассказать. Есть игра для тренировки информационной наполненности речи, которая называется «разговор ни о чём». В эту игру очень часто играют в общежитиях студенты философских, исторических, иногда журналистских факультетов. Она проста и понятна: собирается несколько студентов в одной комнате, устанавливают лимит, ну скажем 5 минут. Затем каждый из них выбирает по очереди себе оппонента и оппоненту предлагает предмет, о котором тот должен говорить пять минут литературным текстом.
Поначалу играть чрезвычайно сложно, а ну-ка попробуй поговорить пять минут о стеклянной банке, в письменном выражении это составляет 3-4 страницы печатного текста, не так уж и мало. Но уже через месяц-два, лимиты поднимаются до 10, а то и 15 минут. Затем усложняются задания, говорить нужно не просто так, как умеешь, а скажем в стиле русской классической литературы 19 века. И причём достоверно известно, что карьерного успеха чаще добиваются не те студенты, у которых лучше отметки в дипломе, а те кто обычно побеждал в этой игре. Это аксиома - умея хорошо говорить, всегда будешь на высоте. Пополнять словарный запас и информационность также можно из книг, статей, даже кинофильмов. Старайтесь запоминать яркие обороты, словечки, словоформы - помните, кроме всего прочего, ваша речь должна быть индивидуальной, яркой, запоминающейся!