Новый посол Вашингтона в России Джон Хантсман (Jon Huntsman) на прошлой неделе прилетел в Москву на самолете и 3 октября предъявил свою верительную грамоту российскому президенту Владимиру Путину. Как будет действовать новый посланник Вашингтона? Хантсман раньше был дипломатом, политиком и бизнесменом, а теперь он, не обладая никаким опытом в отношении России, намерен продемонстрировать сбалансированный подход. Несмотря на резкую критику в адрес России в своих заявлениях и поток взаимных обвинений, он подчеркнул необходимость поднять отношения между двумя странами «на более высокий уровень». Семья Хантсманов уже давно имеет деловые связи с Россией, поэтому можно ожидать скандалов, если будут сделаны новые разоблачения на этом фронте или если В Вашингтоне возникнут серьезные разногласия по поводу того, как выстраивать дальше отношения с Москвой. 57-летний Хантсман ранее был губернатором штата Юта, а также послом в Сингапуре (1992-1993) и в Китае (2209 — 2011). По его словам, поможет ему в его новой работе. «В отношениях между различными крупными державами есть схожие элементы — как и в работе крупных посольств», — сказал он недавно. Во время процедуры утверждения в Сенате в прошлом месяце Хантсман продемонстрировал в отношении России такие взгляды, которые поставили под сомнение его репутацию человека с умеренными взглядами. В своем официальном заявлении он подчеркнул: «Не подлежит сомнению то, что российское правительство вмешалось в американские выборы в прошлом году, как и то, что Москва продолжает вмешиваться в демократические процессы наших друзей и союзников». В то же самое время, отвечая на вопросы сенаторов, он сказал, что отношения Америки с Россией представляют собой «вызов, но они необходимы». «Мы должны вместе сидеть за столом переговоров. Мы должны найти общую основу. Мы должны решать проблемы. Мы должны двигаться к более высокому уровню отношений, в это нет никаких сомнений», — добавил он. До своего утверждения в качестве посла Хантсман очень мало говорил о России. Однако некоторые высказанные им замечания, судя по всему, соответствуют его комментариям в Сенате, в которых он сочетает баланс между критикой и потребностью в сотрудничестве. Так, например, во время своего недолгого участия в президентской гонке в 2011 — 2012 годах он критически высказывался о политике «перезагрузки отношений с Россией» президента Обамы. Он назвал ее «потемкинской политикой». «Нужно работать месте с Россией для налаживания более высокого уровня сотрудничества, однако мы не должны превращать их в потемкинские деревни и делать вид, что Кремль является более значительным партнером, чем на самом деле, что в России существует больше демократии, чем есть на самом деле, что там больше уважают права человека, чем на самом деле, и что Россия представляет меньшую угрозу для своих соседей, чем на самом деле», — сказал он. Хантсмана связан с Россией двумя компаниями. Одна из них может дать ему представление о том, как эта страна устроена внутри. Основанная и управляемая его отцом химическая компания Huntsman Corporation имеет четыре дочерних предприятия по крайней мере в трех российских городах. По данным газеты Salt Lake Tribune, фирма семьи Хантсман «была среди первых американских компаний, пытавшихся установить деловые связи (в России) после окончания холодной войны». Новый американский посол принимал участие в этих действиях, однако решил приостановить работу в этой стране в середине 1990-х годов из-за начисленных задним числом налогов и штрафов (компания Huntsman-NMG, одно из дочерних предприятий, как говорят, работает в России с 2007 года, а в 2012 году выкупила акции своего российского партнера). Однако более тщательной проверке средства массовой информации, включая газету Washington Post, подвергли российские деловые связи Хантсмана за последние три года, а также его роль в совете директоров компании Chevron, занимающей второе место вреди самых крупных нефтегазовых фирм Америки. Как уже сообщалось, именно эта компания настаивала (и с успехом) на принятии более мягких санкций в отношении российских деловых партнеров, которых они затронули. Один сотрудник исследовательского центра Atlantic Council, президентом которого Хантсман был до своего назначения на нынешнюю должность, еще до утверждения в сенате сказал, что он «выйдет из всех советов директоров» после назначения. По данным российского сайта Russia Beyond The Headlines (RBTH), «Хантсман, судя по всему, пытается избегать конфликтов интересов после назначения на государственную службу». Стоит внимательно понаблюдать за способностью Хантсмана маневрировать в дипломатических водах в том случае, если директивы от Госдепартамента и от Белого дома будут отличаться друг от друга (это вполне вероятная ситуация с учетом повторяющихся смешанных сообщений по поводу Северной Кореи). Хантсман и президент Дональд Трамп в прошлом пренебрежительно отзывались друг о друге — во время борьбы нынешнего посла в России за право участвовать в президентской гонке в 2012 году Трамп, который в то время был ведущим программы реалити-шоу и сам подумывал об участии в борьбе за номинацию, назвал Хантсмана «легковесом» и «слабым», тогда как Хантсман жаловался на то, что «вмешательство в диалог Трампа приводит к исключению» из дискуссии важных вопросов. В ходе президентской кампании 2016 года отношения этих двух людей также не отличались постоянством. Хантсман первоначально поддержал Трампа, но после публикации печально известного видео под названием «Доступ к Голливуду» (Access Hollywood), призвал его отказаться от участия в президентской гонке. Российский новостной сайт Gazeta. ru опубликовал забавную подборку фотографий, знакомящих с увлечениями Хантсмана — здесь и его любовь к своим мотоциклам, и любительские попытки в жанре рок-н-ролла, а также его восхищение великим экспертом по России Джорджем Кеннаном. На вчерашней церемонии в Кремле Путин приветствовал Хантсмана и призвал его улучшить отношения, основывая их на «равенстве, уважении национальных интересов и невмешательстве во внутренние дела друг друга». По крайней мере один эксперт по России — Дмитрий Суслов — считает назначение Хантсмана позитивным началом прцесса деэскалации в двусторонних отношениях: «Хантсман — бывший посол в Китае, он знает, как вести дела с великими державами, а это очень важный сигнал. Можно сказать, что администрация Трампа не намерена заниматься демократизацией России или как-то воздействовать на нее в своих краткосрочных интересах». ***
Наиболее важные высказывания по наиболее важным вопросам российско-американских отношений 1. Американские и российские приоритеты в двусторонней повестке Ядерная безопасность У Пакистана есть ядерное оружие и расколотая на части армией, поддерживающая терроризм. Это требует к себе внимательного отношения со стороны Соединенных Штатов (выступление в Южном Университете Нью-Гэмпшир, 10.10.2011). Ядерная программа Ирана и относящиеся к этой проблеме вопросы Я не могу смириться с обладающим ядерным оружием Ираном. Если вы хотите пример того, где я хотел бы использовать силу Америки, то именно в этом вопросе (Politico, 10.10.2011) «Компания Huntsman Corporation, которой в то время руководил брат нынешнего посла, прекратила свою работу в Иране в январе 2010 года для того, чтобы избежать «репутационного риска», и произошло это после возражений со стороны антиядерной наблюдательной организации, основанной Ричардом Холбруком и Денисом Россом (Politico, 19.06.2011).
Новая и старая холодная война Пересмотр роли Америки в мире также требует переоценки нашей военной и оборонной инфраструктуры. Некоторые люди будут удивлены тем, что мы сегодня расходуем на оборону больше средств, чем в разгар холодной войны. На самом деле мы тратим на оборону больше денег, что все остальные страны. У нас все еще сохраняется громоздкая инфраструктура, сложившаяся после окончания холодной войны. Она должна быть изменена для того, чтобы отвечать требованиям 21-го века, а также увеличивающимся асимметричным угрозам, с которыми мы сталкиваемся (Politico, 10.10.2011).
Военные вопросы, включая отношения России и НАТО
О российском давлении на соседние страны Мой подход… будет состоять в том, чтобы работать вместе с нашими друзьями и союзниками в Европе… Всем нам известны уязвимые государства, они находятся непосредственно на периферии. И им нужна помощь и поддержка, которые НАТО и особенно Соединенные Штаты могут предоставить. Я думаю, что мы — лучше и сильнее, когда мы координируем свои действия с теми, кто сфокусирован на региональных делах и находится на непосредственно земле, с теми, у кого, вероятно, имеется несколько иное видение (ответы на вопросы во время слушаний по поводу утверждения в Сенате, 19.09.2017). По моему мнению, как на двусторонней, так и на многосторонней основе с помощью наших друзей и союзников, особенно НАТО, мы должны убедить Россию в том, что агрессия себя не оправдывает. А с нашей стороны последует ответ (ответы на вопросы во время слушаний по поводу утверждения в сенате, 19.09.2017). Что касается недавних учений «Запад-2017». Я не уверен в том, что они (русские) действуют в соответствии с Венскими документами в том, что касается транспарентности. Но, возможно, им следовало бы это сделать. Никто не знает точно количество участвующих солдат, и никто точно не знает, как они будут проходить. Это плохо. Это не служит интересам безопасности и стабильности в Европе (ответы на вопросы во время слушаний по поводу утверждения в сенате, 19.09.2017). Наши традиционные союзнические отношения с Европой остаются крайне важными для безопасности Америки, и мы должны работать в тесном контакте с нашими друзьями в НАТО и в Европейском союзе для того, чтобы приблизить Россию, этого временами трудного игрока, к Западу (Выступление Южном университете Нью-Гэмпшира).
Противоракетная оборона Так, например, размещение противоракетного комплекса THAAD, помимо прочего, привело к осложнению наших отношений как с Китаем, так и с Россией (ответы на вопросы во время слушаний по поводу утверждения в сенате, 19.09.2017).
Контроль в области ядерного оружия Он считает «сохранение контроля над вооружениями, а также выполнение обязательств и договоренностей в области нераспространения ядерного оружия» главными интересами Соединенных Штатов и будет добиваться прогресса в этих областях (заявление для Сената, сентябрь 2017 года). Россия не выполняет свои обязательства и договоренности в области контроля над вооружениями (Заявление для Сената, сентябрь 2017 года). (Северная Корея) попадает в эту категорию, там у нас есть имеем частично совпадающие и общие интересы (с Россией). На мой взгляд, нам всегда следует уделить время для изучения вопроса о том, где мы имеем частично совпадающие и общие интересы… У нас — различные подходы и различное мнение относительно денуклеаризации корейского полуострова, однако я полагаю, что в конечном итоге мы хотим большей безопасности в этом регионе и, на мой взгляд, обе страны разделают озабоченность относительно распространения ядерного оружия. Меня обнадеживает поддержка последнего раунда санкций… Для нас важно вот что — будут ли применяться эти санкции? В прошлом у нас возникали сложности. Будет ли Китай выполнять те положения, под которым он подписался? Будет ли Россия выполнять те положения, под которыми она подписалась? Это именно тот момент, когда нужно засучить рукава и взяться за работу (Ответы на вопросы во время слушаний по поводу одобрения в сенате, 19.09.2017).
Борьба с терроризмом Он назвал «нанесение поражения Исламскому государству (запрещенная в России террористическая организация)» и «противодействие терроризму» ключевыми интересами Соединенных Штатов, и он будет способствовать достижению этих целей (заявление для сената, сентябрь 2017 года). Конфликт в Сирии Он назвал «поиск политического решения конфликта в Сирии» ключевым интересом Соединенных Штатов и сказал, что будет работать для достижения этой цели (заявление для сената, сентябрь 2017 года). Российский президент Владимир Путин «переиграл» тогдашнего президента Барака Обаму на Ближнем Востоке и «сделал двойную ставку на плохую политику», поддержав Башара аль-Асада в Сирии (Fox Business, 12.10.2015). Кибербезопасность В 2013 году Хантсман был одним из руководителей комиссии по вопросу о хищении американской интеллектуальной собственности, работа которой, в основном, была сфокусирована на китайских хакерах. В некоторых ее рекомендациях говорилось о том, что американский бизнес должен инвестировать средства в кибероборону, что позволит его представителям осуществлять наблюдение за своими сетями в реальном времени и приобретать технологии, способные «замораживать» некоторые компьютеры, через которые были похищены документы (Foreign Policy, 22.05.2013). Киберворовство — это дешевый способ обойти дорогостоящий и занимающий много времени период исследования и разработок, который, судя по всему, просто находится за пределами возможностей похитителей (Доклад Комиссии по вопросу о краже американской интеллектуальной собственности, сопредседатель комиссии — Джон Хантсман, Wall Street Journal, 19.09.2017).
О киберотношениях с Китаем В какой-то момент мы создадим контекст, в рамках которого мы, на самом деле, сможем это обсудить и, как мне кажется, проведем некоторые красные линии вокруг тех областей, где мы не хотим их видеть и где они не хотят видеть нас (Huffington Post, 14.08.2011) Вмешательство в выборы Нет сомнений в том, что российское правительство вмешивалось в проводившиеся в прошлом году в Соединенных Штатах выборы, и Москва продолжает вмешиваться в демократические процессы наших друзей и союзников (Заявление для Сената, сентября 2017 года). На мой взгляд, первым делом… нужно признать, что она (проводимая Россией гибридная война), действительно, существует, и не стоит стоить какие-либо иллюзии на этот счет. А затем следует задать вопрос: какова природа этой гибридной кампании? Каковы ее жертвы, и насколько высока ее цена для выживаемости еще неокрепшей демократии? Как я думаю, ее цель как раз состоит в том, чтобы подорвать доверие к политической системе, и это самый гнусный подход из всех возможных по отношению к другому национальному государству. «Каковы варианты с точки зрения возможных средств?» Могут быть варианты с технологической стороны с частным сектором, на которые, вероятно, имело бы смысл посмотреть, и, как мне кажется, мы всегда должны изучать технологии частного сектора (ответы на вопросы во время слушаний по поводу утверждения в сенате, 19.09.2017). Я.. без колебаний напомню (российским) правительственным чиновникам о том, что они несут ответственность за свои действия. Главным примером является тот факт, что вмешательство в американские выборы и стало причиной нынешнего низкого уровня доверия в отношениях. Взгляды Конгресса были на этот счет ясными, что и нашло свое выражение в принятом почти единогласно Законе о противодействии противникам Америки посредством санкций (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act) (Заявление для Сената, сентябрь 2017 года).
О работе с президентом, который выражает свое несогласие по вопросу о российском вмешательстве в выборы Важно отметить, что было сказано офисом Директора национальной разведки (ODNI)… Когда директор Национальной разведки, директор ЦРУ, глава АНБ, руководитель ФБР в один голос подтверждают то, что им удалось обнаружить, это важный знак. Слушая их отчеты в течение нескольких лет, я очень редко наблюдал подобную согласованность в их рядах, а также защиту одного мнения и одного вывода. На мой взгляд, это демонстрирует факты в деле о российском вмешательстве в наши выборы (Ответы на вопросы во время слушаний по поводу утверждения в Сенате, 19.09.2017). Экспорт энергоресурсов В 2014 году Хантсман сказал: «Поскольку 50% российской торговли связано с продажей нефти и природного газа в Европу, то Соединенные Штаты должны наказать Москву там, где „это будет наиболее болезненно", и для этого нужно работать с нашими союзниками для замещения части российских энергоносителей американским экспортом; другими словами, у нас имеются сырьевые товары и ресурсы, с помощью которых мы можем завоевать долю рынка… В нашем распоряжении есть карты, которые мы можем разыграть».(USA Today, 19.07.2017).
Двусторонние экономические связи и санкции Отвечая на вопрос о том, что может сделать Конгресс для того, чтоб его миссия в России оказалась успешной, Хантсман сказал: «На мой взгляд, для этого нужно предоставить мне возможность вернуться и выступить с отчетом по ключевым вопросам — будь то Украина, Сирия, КНДР, контроль над вооружениями, права человека, Закон Магнитского, — потому что, как я считаю, мы все должны держаться вместе относительно последнего раунда санкций, потому что у вас будет важная роль в том, как это будет происходить. И вы будете принимать ваши решения на основе информации, полученной непосредственно на месте событий… В вашем распоряжении будет вся необходимая информация, однако будет важно иметь непосредственно на месте человека, который может предоставить иной взгляд; то есть главное заключается в том, что мы можем работать вместе, продвигаться вперед и поддерживать открытый диалог с вами и с сотрудниками ваших секретариатов относительно прогресса по этим вопросам. А если будет достигнут прогресс, то нам нужно будет чуть выше поднять уровень наших отношений. В настоящий момент мы находимся на низком уровне. Мне это немного напоминает 1986 год, и я помню этот год. Мы не можем все время оставаться на уровне 1986 года. Это не служит ни целям этого региона, ни целям всего мира. Это также не в интересах людей в обеих странах» (ответы на вопросы во время слушаний в Сенате по поводу утверждения, 19.09.2017). Когда я думаю о различных санкциях — некоторые связаны с Крымом, некоторые с Украиной, некоторые являются следствием вмешательства в наши выборы, некоторые связаны с Магнитским и больше сфокусированы на правах человека, — я вижу, что украинский вопрос является критически важным, и он служит барометром для понимания того, можем мы или нет рассчитывать на прогресс в наших двусторонних отношениях (Ответы на вопросы во время слушаний по поводу утверждения в Сенате, 19.09.2017).
Другие двусторонние вопросы и отношения общего характера Как посол Соединенных Штатов в Российской Федерации я рассчитываю проводить работу, направленную на восстановление доверия в отношениях между двумя нашими странами, а также на укрепление двусторонних отношений, основанных на сотрудничестве и общих интересах (Washington Post, 03.10.2017). Я буду работать с российскими правительственными чиновниками — от самого верхнего эшелона до местного уровня — для продвижения американских интересов. Важнейшей нашей целью является нанесение поражения Исламскому государству, борьба с терроризмом, соблюдение обязательств и договоренностей в области контроля над вооружениями и нераспространением ядерного оружия, поиск политического решения конфликта в Сирии, а также разрешение кризиса на Украине на основе уважения суверенитета Украины и восстановления ее территориальной целостности (заявление для Сената, сентябрь 2017 года). Наши отношения с Россией являются наиболее важными и сложными вызовами в области внешней политики, с которыми мы сталкиваемся. Будучи ядерной сверхдержавой и постоянным членом Совета Безопасности ООН, мы вынуждена иметь дело с Россией по целому ряду вопросов, относящихся к глобальной стабильности и безопасности. Однако нам также следует признать, что сегодня, вопреки принципам Хельсинкского Заключительного Акта и международного права, Россия продолжает угрожать стабильности в Европе, в том числе за счет нарушения суверенитета и территориальной целостности своих соседей (Заявление для Сената, сентябрь 2017). В то же самое время у нас имеются области частично совпадающих интересов и общих интересов. На мой взгляд, при всей сложности наших отношений, я считаю, что в случае с Россией мы имеем непростые, но необходимые отношения, и мы должны вместе сидеть за столом переговоров, мы должны найти общую основу, мы должны решать проблемы, мы должны подниматься на большую высоту — никаких сомнений в этом отношении быть не может (ответы на вопросы во время слушаний по поводу утверждения в Сенате, 19.09.2017). Кроме того, мы имеем такие вопросы как космос, например… это удерживает нас вместе и позволяет сохранять сотрудничество. В этой области достигнут огромный успех в отношениях между Соединенными Штатами и Россией. Арктика… это еще один вопрос, по которому нам предстоит договориться. Возможно, это будет сделано в позитивном ключе. Я вижу балансовую ведомость, я вижу необходимость представления предельно ясного списка приоритетов, относительно которых мы можем договориться, и будем надеяться на то, что мы сможет добиться прогресса, и тогда я смогу вернуться и проинформировать вас об этом (ответы на вопросы во время слушаний по поводу утверждения в Сенате, 19.09.2017). Я буду работать для того, чтобы защитить интересы американского народа, для того, чтобы подключить к этому американское деловое сообщество, ученых, туристов и других людей из Америки, которые приезжают в Россию и общаются с ее гражданами. На мой взгляд, обмены между людьми и взаимодействие на частном уровне являются важным способом для того, чтобы показать наш подход — у нас имеются расхождения с правительством России, а не с ее народом (заявление для сената, сентябрь 2017 года). Я буду искать русских людей из разных слоев общества для того, чтобы определить общие взгляды, чтобы передать американские ценности, а также для того, чтобы углубить уже растущее у меня уважение к богатой и захватывающей российской истории и культуре. Как я это делал раньше, находясь на других постах, я рассчитываю встретиться с лидерами гражданского общества, включая тех, которые представляют религиозные сообщества и сообщества правозащитников (заявление для сената, сентябрь 2017 года). По моему мнению, миссии Соединенных Штатов — будь то посольства или консульства, а таковых в России три — должны рассматриваться как маяки надежды, они должны воплощать надежду для российского народа, как это было с китайским народом, когда я там работал. Должность посла также должна вселять надежду и быть связанной и американскими ценностями. Я уже работал в этой должности. Я знаю, что значит, когда ты, на самом деле, выражаешь эти ценности и оказываешь помощь тем людям, на которых нападает их правительство. Они видят, что есть надежда в том, что делает Америка (ответы на вопросы во время слушаний по поводу утверждения в Сенате, 19.09.2017). Несмотря на российские действия, направленные против сотрудников американского дипломатического представительства, наша команда — как американские, так и российские сотрудники — продолжает работать, демонстрируя профессионализм и непоколебимую преданность делу в сложных условиях (Заявление для Сената, сентябрь 2017 года). Политика перезагрузки в отношении России, проводившаяся администрацией Обамы, является плохим подходом, поскольку она основывается на лживых основаниях. Это политика в стиле потемкинских деревень. Нужно работать месте с Россией для налаживания большего сотрудничества, однако мы не должны превращать их в потемкинские деревни и делать вид, что Кремль является большим партнером, чем он есть на самом деле, что в России существует больше демократии, чем есть на самом деле, что там больше уважаются права человека, чем на самом деле, и что Россия представляет меньшую угрозу для своих соседей, чем на самом деле. Если бы будем поступать именно так, как это делал президент Обама, то мы тогда будем подрывать позиции тех людей в России, которые видят демократическое будущее для своей страны. Мы будем тогда демонстрировать терпимость по поводу гегемонистской политики, в том числе в отношении Грузии (которую Россия все еще оккупирует) и Украины. В таком случае мы подорвем наше критическое отношение к деспотизму в других частях планеты. Тем не менее, мы в состоянии найти продуктивный способ работы с Россией, если мы будем смотреть на эти отношения объективным взглядом. Глобальная повестка для американо-российских отношений может быть успешной, потому что мы можем сфокусироваться на тех вопросах, в которых Россия обладает влиянием — контроль над вооружениями, Иран (Совет Безопасности ООН) и американские потребности в Афганистане (Заявление по внешней политике во время президентской кампании Хантсмана, ноябрь 2011 года). II. Внутренние российские новости
Политика, экономика и энергетика Россия ограничивает права своего народа (заявление для сената, сентябрь 2017 года).
Оборона и космическое пространство Нет значимых заявлений
Безопасность, обеспечение законности и правосудие Нет значимых заявлений III. Международные отношения, торговля и инвестиции
Общая российская внешняя политика и отношения со странами «дальнего зарубежья» Смотри выше раздел «Другие двусторонние вопросы и отношения общего характера».
Китай Мы успешно работаем вместе (с Китаем и Россией) в рамках шестистороннего контекста. И я вижу немало примеров того, как три эти страны, на самом деле, занимаются решением какого-то вопроса, обмениваются информацией, работают по общей программе, по общим сценариям и пытаются выполнить поставленные задачи (ответы на вопросы во время слушаний по поводу утверждения в сенате, 19.09.2017). Китайцы не отличаются особым умением выстраивать свои отношения с русскими. Как правило, у них не бывает прочных отношений. Сегодня они делают вид, что все споры были закончены в конце 1950-х годов, и происходит это по одной причине, возможно по двум. Это всего лишь вопрос о природном газе и нефти для Китая. И китайцы не возражают. На самом деле, китайцы хотели бы, чтобы мы так были захвачены событиями в Крыму и на Украине, чтобы начали терять концентрацию и перестали внимательно смотреть на мяч (Fox Business Network, 21.04.2014). Самый важный вопрос — это подъем Китая, а также то, как остальной мир реагирует на этот феномен. Китай — вторая по величине экономика в мире, и мы должны внимательно следить за их экономическими трансформациями. Это, по сути, вопрос, имеющий историческое значение (Food Management, 01.10.2012). Для Си Цзиньпина приоритетом является внутренняя стабильность. Если он не сможет удержать 1,4 миллиарда человек, если у них не будет работы и не будет мирной обстановки, то вся система развалится… Поэтому он возглавляет группу людей, которых можно назвать пятым поколением лидеров. Они не сильны в идеологии, но зато сильны в технических вопросах. У них ученые степени лучших в мире университетов с преподаванием на английском языке. И они весьма сведущи в том, что касается Соединенных Штатов (Wall Street Journal, 19.06.2017). Нет гарантий того, что они в конечном итоге смогут оказаться в стране обетованной… Они сегодня предпринимают это путешествие. И это нелегкий путь (Star Tribune, 20.04.2016). Китайская модель отличается (от японской). Она обладает стойкостью. У них есть население, у них есть география, у них есть природные ресурсы. У них устойчивая система. Это будет для нас вызовом, а также возможностью 21-го века (Star Tribune, 20.04.2016). Украина Он считает, что разрешение кризиса на Украине при уважении суверенитета Украины и восстановления ее территориальной целостности является ключевым интересом для Соединенных Штатов, и он будет работать для достижения этой цели (Заявление для Сената, сентябрь 2017 года). В случае с Украиной у нас нет никаких результатов… По моему мнению, главная магистраль, ведущая к улучшению российско-американских отношений, проходит непосредственно через Украину. И, на мой взгляд, нужно соблюдать и уважать Минские соглашения, заключенных в рамках нормандского формата (ответы на вопросы во время слушаний по поводу утверждения в Сенате, 19.09.2017). В 2014 году в своем первом публичном комментарии в качестве председателя Атлантического совета Хантсман назвал агрессивные шаги России на Украине «тревожным звонком» для Запада, свидетельствующим о желании президента Владимира Путина восстановить бывшую советскую империю (USA Today, 19.07.2017).