Меняя региональных губернаторов, Владимир Путин пользуется методами кадрового отбора крупных корпораций, считает аналитик Леонид Бершидский. Как он пишет для издания Bloomberg, российский президент хочет найти мало кому известных чиновников, которые способны эффективно работать, и тем самым осуществить смену поколений во власти, однако данная стратегия вряд ли обеспечит поддержку молодёжи, которая давно разочаровалась в нынешней политической системе. Сменив за две недели 11 из 85 региональных губернаторов, президент Владимир Путин после своей практически неизбежной победы на выборах собирается руководить Россией как корпорацией. Как пишет обозреватель Bloomberg Леонид Бершидский, российский президент, который уже давно устал от политических игр, вынужден создавать формальную систему, которая не будет зависеть от его бывших приближённых. Путин стремится воспользоваться методами кадрового отбора крупных корпораций, о чём говорят близкие к Кремлю комментаторы: действуя такими способами, он хочет найти мало кому известных чиновников, которые способны эффективно работать, и тем самым осуществить смену поколений во власти.
Как продолжает эксперт, данная стратегия является попыткой устранить серьёзнейший недостаток в путинской системе власти — отсутствие возможностей для молодёжи, которая стала ключевым участником антипутинских протестов. Однако, по мнению Бершидского, такая стратегия вряд ли обеспечит достижение намеченной цели.
Сегодня в России должность губернатора формально является выборной, однако никто не сможет её получить без поддержки Путина. Президент имеет право отправлять губернаторов в отставку, хотя формально Россия остаётся федерацией, в которой регионы имеют значительную автономию. Результатом такого положения вещей стало то, что губернаторы несут полную ответственность за управление своим регионом, но не имеют ни самостоятельности в работе, ни рычагов власти. По всем важным и щекотливым вопросам окончательное решение всегда остаётся за Москвой.
Кроме того, губернаторы также стоят первыми в очереди потенциальных жертв антикоррупционной кампании. Сегодня как минимум четыре экс-губернатора сидят в тюрьме, ждут суда или судебного приговора по обвинению в коррупции. Поэтому, продолжает Бершидский, губернаторская должность привлекательна лишь тем, что она является трамплином, позволяющим попасть в федеральное правительство или занять важную должность в президентской администрации. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков недавно назвал новую поросль региональных руководителей «молодыми и талантливыми специалистами широкого профиля». Возраст семи из 11 новых назначенцев от 30 до 40 с небольшим лет.
Типичным представителем этого поколения является 41-летний экономист Станислав Воскресенский, который сменит губернатора в Иванове. Этот человек, обладающий навыками и мировоззрением современного управленца, делал карьеру в Министерстве экономики, в кремлёвском аналитическом центре и в свободной экономической зоне Калининградской области. Если он сумеет справиться с работой в Ивановской области, которая является депрессивным регионом и зависит от федеральных дотаций, то, как считает автор статьи, в перспективе ему может светить важный министерский пост.
Кроме того, заместитель главы путинской администрации Сергей Кириенко, отвечающий за внутреннюю политику, недавно объявил о проведении открытого конкурса для управленцев под названием «Лидеры России». Подать через веб-сайт заявку на участие в нём может любой россиянин моложе 50 лет, у которого есть как минимум пятилетний опыт управленческой работы, причём не обязательно в государственной и общественной сфере. Участникам придётся решать различные проблемы и заниматься стратегическими играми. Каждый из 300 финалистов получит грант на 1 млн рублей, который он сможет потратить на дальнейшее образование в сфере управления. Лучшие из лучших примут участие в той программе, через которую прошли сегодняшние назначенцы на губернаторские должности. Все претенденты, которые добьются определённых успехов, теоретически будут рассматриваться в качестве кадрового резерва для занятия должностей в российских органах власти — как региональных, так и федеральных. По словам Кириенко, всё это — идея Путина.
Однако Бершидский сомневается, что Путину и Кириенко удастся убедить молодых в основном людей, которые приходят на митинги Навального, что в сегодняшней России существуют законные социальные лифты. Этой молодёжи нужны благоприятные возможности в частном секторе, которых очень мало в путинской системе с её централизацией.
«Свидетельства того, что в стране вводятся более справедливые механизмы отбора в чиновничий корпус, тоже не смогут заменить конкурентную политику. Возможно, в следующий президентский срок Путина корпорацией «Россия» будут управлять более компетентно. Но это вряд ли существенно вдохновит граждан, которые составляют трудовые ресурсы страны и её обделённую вниманием клиентскую базу», — заключает Леонид Бершидский.