Продажи легковых автомобилей за сентябрь 2017 года выросли в России почти на 20%. Эксперты связывают это с высокими ценами на нефть и стабильным курсом рубля и делают оптимистичные прогнозы на остаток года. Однако бизнес утверждает, что динамика роста на самом деле не настолько велика.
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), рост продаж легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в сентябре 2017 года составил 17,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По отношению к предыдущему месяцу этого года сентябрьские продажи выросли на 11,7% - до 148 371 автомобиля. Эксперты рынка утверждают, что этот месяц оказался лучшим с начала кризиса. Так, статистика показывает, что последний раз такого уровня продажи достигали только в декабре 2014 года. Тогда было продано 270 653 машины. А за весь год российский авторынок показывает прирост уже седьмой месяц подряд: если в январе и феврале продажи слегка сократились, соответственно на 5 и 4%, то весной рынок начал оживать, в марте и апреле продажи выросли, а летом прибавляли каждый месяц примерно по 15–18%. В целом за январь-сентябрь этого года автомобильный рынок вырос на 10,6% и составил 1,13 млн единиц. А квартальные продажи с июля по сентябрь выросли на существенные 17,7% год к году и достигли показателей 2015 года. ТОП автопродаж Самыми продаваемыми в сентябре на рынке по традиции оказались автомобили Lada. Их было реализовано 28 263 штуки и это больше на 24%, чем в прошлом году. Лидерами продаж у отечественного производителя оказались марки Lada Granta, Vesta и XRAY. К слову, всего с начала года и до сентября тольяттинский холдинг продал более 221 тысячи машин. На второе место вырвался корейский бренд Kia — на российском рынке они продали 18 797 автомобилей. При этом компания за прошлый месяц показала существенный рост продаж — 40% по сравнению с прошлым годом. Самой популярной ее маркой все еще остается Kia Rio, спрос на которую недавно сильно обновился и сейчас этот бренд в ответе за почти половину всех продаж холдинга. «Бронзу» держит Hyundai с 15 899 проданными машинами и 12-процентным ростом продаж. Четвертое место занимает «француз» Renault, но при этом компания показала существенный рост в 22%: всего ею было реализовано 12 739 машин. И замыкает пятерку лидеров Toyota. Однако никакого роста компания в этом году не показала. Скорее наоборот, - ее продажи сократились в сентябре на 10%. В этом месяце было продано лишь 7,6 тыс. машин по сравнению с 8,4 тыс. авто годом ранее. Как уже было сказано, серьезный рост продаж в данном секторе наметился еще летом этого года. Так, уже в июне рынок легких коммерческих автомобилей вырос на 19,6% и эта тенденция не изменилась до осени. Эксперты связывают рост со стабильными ценами на нефть и как следствие — устойчивым курсом рубля. Растет и доля машин, купленных в кредит: сейчас она уже приближается к отметке в 50%, в то время как в кризис опускалась до 25%. Кроме того, бизнес отмечает, что ему помогла господдержка, обновление модельного ряда и то, что покупатель больше внимания обратил на бюджетные марки автомобилей. Так, в Минпромторге сообщают, что в общей сложности в этом году на поддержку автопрома будет выделено 62,3 млрд рублей: 17,5 млрд рублей — на программу обновления парка, по 10 млрд рублей — на льготное автокредитование и льготный лизинг. Всего сейчас действует пять программ по поддержке данного сектора рынка: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Русский тягач», «Русский фермер» и «Свое дело». Две первые прежде всего рассчитаны на частных лиц, остальные предназначены для лизинговых покупателей и корпоративных закупок. Наперегонки с Западом Благодаря всем этим причинам российский авторынок вырвался вперед и опередил многих своих западных «коллег». Так, по итогам августа, он занял второе место среди крупнейших авторынков Европы - тогда у нас было продано 122,5 тыс. легковых машин. Лидером продаж оказалась, безусловно, Германия, - за последний летний месяц в этой стране продали 253,7 тыс. легковых автомобилей. Однако рост немецкого рынка оказался небольшим — всего 3,5%, тогда как в России в разы больше — 16,7%. Третье место в данном рейтинге занял французский авторынок. Замкнули европейскую пятерку авто-лидеров Италия и Великобритания. При этом, по данным статистики, наш рынок покоряет зарубежные страны и своим экспортом. Так, «Автостат» сообщает, что объем российского экспорта легковых автомобилей по итогам 9 месяцев 2017 года вырос на 52% и составил порядка 33 тыс. единиц. Около половины из этого списка занимают машины марки Skoda (15 тыс. штук). LADA находится на втором месте с 7,5 тыс. единиц. И на третьем месте - Renault, который экспортировал за пределы страны чуть более 2 тыс. легковых машин. Экспертами отмечается и тот факт, что тенденция роста должна сохраниться в ближайшее время, потому что пока нет никаких факторов, которые могут способствовать обратному. Однако автомобильный рынок достаточно чувствителен и на него могут повлиять как новые санкции, так и любые международные скандалы. Пока же прогнозы экспертов только оптимистичные. «Сентябрь доказал, что является еще одним месяцем на пути восстановления российского рынка. Здесь царит настроение, что позитивный тренд продолжится и в предстоящие месяцы», - комментирует статистику председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. В связи с этим в АЕБ был изменен прогноз продаж новых машин на конец 2017 года. Теперь, по их данным, рынок должен вырасти на 10,8% или до 1,58 млн машин. Первоначально же рост продаж планировался на уровне 4% и 1,48 млн единиц. К слову, свой прогноз давали и чиновники федерального правительства. Они полагали, что по итогам 2017 года в России будет продано около 1,5 млн новых автомобилей. То есть бизнес может перевыполнить план властей. А к 2020 году российский автомобильный рынок может вырасти до 2 млн машин. Этот прогноз сделало французское деловое издание Les Echos. Производители и дистрибьюторы, кажется, нацелены реализовать все прогнозы. Однако, решающий голос все же остается за потребителем. Подготовила Елена Окатьева lena.okatieva@yandex.ru Мнения
Сергей Гавриков, директор салона «Агат Вятка», Toyota Центр Киров: - То, что сейчас происходит на рынке — это не естественное его оздоровление, а скорее искусственное. Так, мы видим, какую серьезную работу проделал Минпромторг: был существенно расширен список автомобилей, которые вошли в разные программы по господдержке. Сами дистрибьюторы также продвигают свои новые предложения, например по сдаче старого автомобиля при покупке нового. Большую роль сыграл так называемый отложенный спрос: когда клиент видит какие-то изменения в салонах, он готов купить новый автомобиль. Я бы не стал говорить о каком-то глобальном росте, потому что в итоге все подобные заявления и прогнозы могут сойти на нет. На потребительский спрос влияет в том числе и общая конъюнктура рынка, а мы не можем говорить о том, что экономическая ситуация в нашей стране будет стабильной. Да, положительная динамика есть. В целом по году рост будет. Но пока рано говорить о том, сколько это будет в процентах.
Сергей Попов, директор ТД «Питстоп»: - В Кирове, я думаю, статистика не будет настолько оптимистичной — экономика в нашем регионе не так развита. Да, к концу года бывает всплеск по продажам, но пока я не могу обещать, что будет серьезный рост. Да, помогают госпрограммы, а также меры поддержки, которые принимает наш дистрибьютор. Я имею ввиду льготное кредитование, утилизацию, программу «семейный автомобиль». Но в целом в нашем регионе население не настолько обеспечено и зарплаты у людей не растут такими быстрыми темпами, как всем бы хотелось. Это сказывается и на автомобильном рынке, в частности.