60 лет назад на экраны советских кинотеатров вышел фильм Михаила Калатозова «Летят журавли». И сразу стал лидером мирового проката.
Успех картины был феноменальным: только во Франции ее посмотрели 5 миллионов 300 тысяч зрителей . В ГДР фильм вошел в пятерку лидеров проката 58-года ,его посмотрели около 3 миллионов немцев. В кинотеатрах СССР с лентой познакомились 28 миллионов зрителей.
В этом же году фильм «Летят журавли» получил «Золотую пальмовую ветвь» Международного Каннского кинофестиваля. Это единственная советская картина , удостоенная такой награды.
Кстати, участие в Каннском фестивале – счастливая случайность. Дело в том, что во время съемок картины на площадку случайно попал Клод Лелуш. Это потом он стал известным режиссером, а тогда был кинолюбителем и приехал в Москву вместе с туристической группой. Иностранных гостей привезли на киностудию «Мосфильм», и Клод два дня работал у Калатозова в качестве ассистента оператора. Вернувшись во Францию, он каким-то образом достучался до директора Каннского фестиваля и сказал, что видел фильм, который обязательно надо пригласить на фестиваль. Так лента была включена в конкурс престижного киносмотра. Изначально играть Веронику должна была Елена Добронравова. Однако и тут вмешался случай: ассистент режиссера увидел Самойлову в фильме «Мексиканец» и рассказал о девушке оператору Сергею Урусевскому. Тот был так очарован молодой актрисой, что попросил Калатозова на нее посмотреть. Необычная красота Самойловой настораживала многих режиссеров. По словам знаменитого советского литературного критика Льва Анненского, ее «асимметричное и странноватое» лицо «не подходило ни под классический тип красоты, ни под милый типаж субретки». Однако именно в Татьяне Самойловой Калатозов увидел свою Веронику и утвердил ее на главную роль . Известная отечественная исследовательница кино Нея Зоркая утверждала, что Самойлова стала первой брюнеткой в советском кинематографе. До нее все главные роли исполняли блондинки.