Честная экономика

22.10.2017 17:00 0

Честная экономика

Для создания благоприятного инвестиционного климата в России нужна предсказуемость, особенно легальной системы: налоговой и судов. Наши суды сегодня, к сожалению, не выполняют свои функции в экономике: они не обеспечивают надежность прав собственности. Так считает профессор Высшей школы экономики Владимир Автономов. На прошлой неделе он стал одним из гостей «Лицейского экономического форума», который состоялся в Кировском экономико-правовом лицее.

Владимир Автономов. Вы хорошо знакомы с нашими кировскими школами, в частности с КЭПЛом, на территории которого мы сейчас находимся? – Наша Школа высшей экономики и КЭПЛ возникли в одно время, когда страна переходила к рыночной экономике, к другому общественно-экономическому устройству. И все эти годы мы пытаемся соответствовать новой эпохе и создавать для нее новых людей. Я заочно знаком с вашим лицеем по ученикам, поскольку они часто занимают на олимпиадах первые места, потом замечательно учатся, а после — преподают. Я приехал сюда, в том числе, и в поиске хороших студентов и увидел очень умные ребячьи лица. Надеюсь, что скоро у нас появятся сильные абитуриенты из Кирова. Что нужно понимать сегодня под экономическим мышлением? – Говорить об экономическом мышлении я буду в своеобразном треугольнике: экономическая наука, экономическая жизнь и экономическое образование. Наука (она мне ближе) трактует человека немного упрощенным образом: он стремится удовлетворить свои интересы, думает о том, как это можно сделать и несет ответственность за свой выбор, которая выражается через экономическую категорию альтернативных издержек. Выбирая что-то, вы всегда чем-то жертвуете — невозможно выбрать сразу все. Но то, что говорит экономическая наука,- в дангом случае неоклассическая микроэкономика,- не исчерпывает экономическую жизнь. Девиз нашей Высшей школы экономики гласит: «Не для школы, а для жизни мы учимся». К сожалению, люди не всегда думают о своих действиях и часто действуют под влиянием эмоций, привычек. С этим надо считаться. К примеру, если вы станете работать в кировской экономике вооруженными только одной теорией, вы можете наломать дров. Поэтому мы в нашей школе над неклассической микроэкономикой надстраиваем следующий этаж: у нас есть курс поведенческой экономики, где мы объясняем, как люди ведут себя на самом деле, как их поведение отклоняется от рационального, как они ошибаются и т.д. В этом году Нобелевскую премию по экономике получил Ричард Талер - профессор Чикагского университета, который занимается именно этим вопросом — тем, как люди реально ведут себя в экономике. Надо понимать, что экономическая наука — не есть ключик ко всем замочкам. Это сложно-развивающаяся структура, в которой нет совершенно правильных моделей. Их не бывает вообще. Каждая модель — некая абстракция от реальности, и выбирать надо ту, которая больше подходит для поставленной задачи. И каковы правила той экономической логики, которую вы преподаете? – Очень просты – ты ответствен за свой выбор и его последствия. Также важны правила этичности: рыночная экономика держится на честности. На каком уровне сегодня экономическая грамотность нашего подрастающего поколения? – Со всякой образованностью сегодня есть проблемы. С русским языком дела обстоят хуже всего. С математикой все более-менее в порядке, а искусство писать безударные гласные, кажется, навеки потеряно. Я понимаю, от чего это: дети уже не читают книг, трудно воспринимают печатную информацию. Мы стараемся это исправить: даем много творческих заданий по подготовке презентаций, устных выступлений, по написанию эссе. А с экономикой мы движемся вперед: наши бакалавры уже вполне конкурентоспособны на мировом рынке. Лучшие университеты в Америке, Европе нами покорены. Одна моя студентка поступила в Сорбонну. Я ее спросил недавно, как идет учеба, а она ответила: «Ничего нового в программе пока нет». Лидеры в сфере нашего экономического образования дают его на достойном уровне. С магистратурой, конечно, дела обстоят сложнее, потому что магистров надо учить на основе своих научных наработок, а таких преподавателей у нас не так много. Как это можно исправить? – Научное творчество необходимо везде (в банке, страховой компании): для этого не обязательно быть профессором. Мы стараемся прививать ребятам этот навык с первого курса. Так, другие экономические вузы ставят на первое место более прикладную подготовку. Но подобные знания быстро устаревают. К примеру, когда наши студенты закончат бакалавриат и магистратуру, нормативная база той же финансовой системы может измениться. Поэтому мы считаем, что студентов надо учить логически мыслить. Мы с радостью приняли разделение на бакалавриат и магистратуру. Сейчас в ВШЭ первые три курса студент получает общие знания, а специализированная подготовка начинается с IV курса, то есть довольно поздно по сравнению с другими вузами. Наше правило: сначала пойми логику, а потом надстроишь все остальное. В связи с этим самый приятный комплимент, который мы слышим от работодателей – «ваши ребята умеют учиться, они понимают, что не все знают». Из других вузов студенты чаще приходят с уверенностью, что знают все. Работать с ними трудно. Профессия экономиста не устарела? Есть мнение, что она может умереть в скором времени. – Экономисты нетворческих специальностей сегодня редко нужны – для чего, например, операционисты в банках, если банкомат все делает сам. Но люди с творческим характером, способные выполнять нестандартные задачи, будут нужны всегда. Этому мы и стараемся научить студентов - приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, к непривычным ситуациям. Нужно ли вводить в школе обязательный экзамен по экономике и в целом вводить такой предмет? – Я - не большой сторонник обязательных экзаменов по какому-либо предмету, потому что чаще всего это превращается в профанацию. Такое было в мое время, когда я, например, сдавал научный коммунизм. Как только у нас в ВШЭ появилась некая свобода деятельности, мы сразу отменили госэкзамен. Если поставить обязательный экзамен, то, скорей всего, это вызовет только отвращение к предмету. При этом ваша школа всегда выступала за ЕГЭ? Почему? – Мы были за него и остаемся на этой позиции. На мой взгляд, это более объективный, щадящий режим перехода от среднего образования к высшему. Он свойствен подавляющему большинству стран. Раньше, когда сдавался обычный экзамен, имело значение, например, насколько близко родители ученика знакомы с преподавателями. Кроме того, возможности абитуриентов расширяются в географическом плане – у них появляется возможность поступить в Москву. Конечно, пока у ЕГЭ много отрицательных моментов: натаскивание на тесты, например, – далеко не самое лучшее. Кроме того, сам формат тестов еще нигде и никогда не внедрялся с такой быстротой, как у нас – всего за несколько месяцев. В итоге, мы быстро ввели новую систему, а сейчас совершенствуем ее до посинения. Насколько вы успели познакомиться с экономикой нашего региона? – Я не успел еще много о ней узнать, но понимаю, что трудности здесь есть, как и у всех регионов. Недавно, например, ко мне приезжала сестра из Рязани и жаловалась: фирмы закрываются, реальные доходы населения падают. Такова макроэкономическая статистика: последние три года доходы населения падают. Люди вынуждены искать подработку, которая есть не всегда. Даже у наших выпускников есть проблемы с трудоустройством, хотя раньше этого никогда не было. И я думаю, кировский регион – не исключение, поскольку сырья у вас нет. Хорошо живет тот, у кого есть нефть и газ. Остальные стремятся искать свою нишу. Минэкономразвития России недавно сделало прогноз по развитию экономики страны на ближайшие 20 лет: согласно предположению экспертов у нас не будет роста ни доходов, ни пенсий. Каков ваш прогноз? – Я не люблю делать долгосрочных прогнозов, хотя дело это довольно безопасное. Но при этом и безответственное. Тем более этого не нужно делать в нашей стране, экономика которой так привязана к мировой нефтяной конъюнктуре. Стала мировая экономика замедляться - спрос на нефть упал и мы страдаем. Договорились с Саудовской Аравией - нефть пошла вверх, у нас появились признаки жизни. Конечно, есть какие-то фундаментальные факторы, которые на этот процесс могут повлиять, например, - открытие сланцевых технологий в Америке. После этого мы можем уже не надеяться, что у нас когда-то будет, как в начале 2000-х годов – так хорошо уже точно не будет. Предложение нефти на мировом рынке растет, и России с довольно дорогими источниками ее добычи скоро трудно будет конкурировать. Это нормально, что мы экспортируем нефть и газ – имея такие преимущества, страна должна этим пользоваться. Но что касается долгосрочного роста нашей экономики, тут нужно говорить давно известные вещи о создании инвестиционного климата. И для него, как известно, нужна предсказуемость, особенно легальной системы: налоговой и судов. Наши суды сегодня совершенно не выполняют свои функции в экономике: они не обеспечивают надежность прав собственности. Какие в таких условиях могут быть инвестиции, когда вы не знаете, кому достанется прибыль от них и понимаете, что у вас могут на ровном месте все отнять? Жалко, что на это сегодня наша власть не реагирует. Это первое, о чем говорит Научный руководитель нашей Школы Е.Г.Ясин – в нашей экономике нужно, прежде всего, создать независимые суды. И тогда все пойдет проще. Игра без правил не даст твердого роста. Пока так будет, прибыль будет вывозиться в оффшоры. А если наша власть повернется в сторону бизнеса, то какие сферы мы сможем развивать? – На мой взгляд, у нас до сих пор есть некие преимущества по системе нашего образования. Наше население пока еще более-менее образовано, в частности, в технической области. Хотя во многих отраслях уже уходит последнее поколение инженеров. Поэтому надо, не теряя времени, обеспечивать страну кадрами. Это как непрерывный цикл в металлургии – только остудишь печь, и придется все выбрасывать. Преемственность в процессе образования потом уже не вернешь. У нас есть, к примеру, авиационная промышленность: это локомотив, который тянет за собой многие другие производства. Но помогать этой отрасли нужно с умом. О подобном «воспитательном протекционизме» как-то писал известный немецкий экономист Фридрих Лист: надо поддерживать сферу, которая нуждается в выводе на мировой уровень, но как только это произошло, поддержка должна быть убрана немедленно. Сергей Витте был его учеником, пытался воплощать эти идеи на практике, и у него многое получалось. А сегодня у кого-то получается? – Вы знаете, многие критикуют Эльвиру Набиуллину, но мне кажется, то, что она делает в Центробанке - это здравая политика. ЦБ занялся надзором и это правильно. Принимаются меры по оздоровлению, по санации. Кроме того, она не дает делать глупости в макроэкономической сфере: например, напечатать больше денег. Центральный банк должен быть консервативным. А функцию развития должны брать на себя другие структуры: минэкономразвития, например, министерство промышленности. Досье Автономов Владимир Сергеевич, профессор, заведующий кафедрой экономической методологии и истории высшей школы экономики. Дата и место рождения: 26 февраля 1955 года, Москва. Образование: экономический факультет МГУ. Достижения: член-корреспондент РАН (1997; Отделение глобальных проблем и международных отношений), научный руководитель факультета экономических наук НИУ ВШЭ с 2011 года, декан факультета экономики НИУ ВШЭ в 2000-2011 годах. Ординарный профессор ВШЭ. Заведующий сектором институциональных основ экономики Института мировой экономики и международных отношений РАН (с 1997), член Никитского клуба, член президиума Вольного экономического общества. Лауреат премии им. Варги РАН (1994). Член Европейского общества истории экономической мысли. Основные научные интересы: Структура современной экономической теории; «Революции» в истории экономической науки; История и методология экономической науки; Модель человека в экономической теории; Перевод и издание трудов классиков экономической науки.

Владимир Сергеевич оказался именно таким, каким ожидаешь увидеть профессора московского университета — лишенным всякой напыщенности и излишней важности, умным и простым. А еще, кажется, как настоящему преподавателю, ему можно было задать любой вопрос и услышать в ответ очень интересную реплику. Он легко согласился дать интервью нашему изданию и беседовал со мной в каждую свободную от форума минутку. Даже вместо обеда.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Ансип: Бронзового солдата нужно было перенести раньше (Delfi) DN: Лукашенко заходит дальше Путина. Ему нечего терять Джордж Сорос передал миллиарды в фонд, финансирующий госперевороты «Твоя моя понимать»: как Путин учит турецкий, а Эрдоган — русский (Medya Günlüğü) Project Syndicate: врожденная слабость индийской демократии?

Последние новости