Российский вертолёт потерпел крушение на архипелаге Шпицберген, и в связи с этим российские власти считают необходимым строительство там собственной поисково-спасательной базы. Однако, как отмечает Independent Barents Observer, Шпицберген — это территория Норвегии, хотя и с особым статусом, поэтому подобной деятельностью должны заниматься именно норвежцы. После падения российского вертолёта неподалёку от города Баренцбург на Шпицбергене прошло лишь несколько часов, а представитель Росрыболовства Анатолий Леонтьев уже заявил, что настало время России построить свою поисково-спасательную базу на архипелаге. Как приводит его слова Independent Barents Observer, присутствие российских спасателей на этой земле необходимо, особенно учитывая большой флот траулеров и работающую здесь компанию «Арктикуголь». «На Шпицбергене вообще нет российских спасателей, норвежцы категорически против, не согласовывают разворачивание этой спасбазы на архипелаге», — заявил Леонтьев. Раскритиковал позицию Норвегии и министр иностранных дел России Сергей Лавров, который отметил, что норвежцы препятствуют не только работе российской компании «Арктикуголь», но и развитию российской поисковой и туристической деятельности в этом регионе. Как отмечает издание, предложение об установлении спасательной базы в преимущественно российском Баренцбурге — один из приоритетов российского ведомства, которое занимается Шпицбергеном. Кроме того, эта комиссия работает над увеличением финансирования российской поисковой деятельности в регионе. По мнению норвежских экспертов, в ситуации с пропавшим вертолётом как раз норвежские спасатели провели очень эффективную работу, задействовали большие ресурсы и показали хорошую скоординированность в короткие сроки, так что критиковать их не за что. Кроме того, вряд ли позиция норвежских властей каким-либо образом изменится, и у них есть полное право на противодействие России. Дело в том, что, по сути, Шпицберген — это территория Норвегии, и именно её обязанность обеспечивать там безопасность и проводить спасательные работы. В то же время, по договору 1920 года, правом эксплуатировать местные природные ресурсы обладают и другие страны-подписанты, в том числе и Россия. Как отмечает автор статьи, Россия не впервые заявляет о своём желании заниматься там спасательной деятельностью. Так, то же самое произошло в 1989 году после столкновения советского корабля «Максим Горький» с айсбергом и в 1996 году после авиакатастрофы. За последние годы Россия значительно укрепила своё присутствие на архипелаге, отмечает автор статьи. Так, в 2014 году было решено открыть там новый научно-исследовательский центр. Растёт и туристический поток на Шпицберген: в 2016 году его посетило 27 тыс. человек, из них 600 — из России. По словам работников туристической сферы, она теперь приносит даже больше дохода, чем традиционная добыча угля. Пропорционально этим тенденциям растёт и население Баренцберга — на 21% за последний год, отмечает Independent Barents Observer.