Россия является крупнейшим в мире экспортером нефти, если принимать в расчет сырую нефть и нефтепродукты, и при цене на нефть около 60 долларов за баррель она зарабатывает на 5 миллиардов в месяц больше, чем при цене в 40 долларов за баррель, то есть на уровне той отметки, которая взята в качестве ориентира при формировании федерального бюджета России. Так почему же так происходит, что правительству не нравится нынешняя цена на нефть, которая подскочила с 50 с небольшим долларов за баррель до почти 64 в начале октября на фоне роста напряженности на Ближнем Востоке? И почему Москва может оказаться от пролонгации соглашения с ОПЕК о сокращении добычи чтобы вновь опустить цену ниже 60 долларов за баррель? На первый взгляд, подобная позиция выглядит как какое-то безумие. Но если рассмотреть вопрос в контексте текущих тенденций рынка нефти и возобновляемых источников энергии, а особенно на фоне меняющихся фискальных и промышленных приоритетов самой России, она является абсолютно обоснованной и логичной. Россия стремится избавиться от уязвимости, связанной с ценами на нефть. В начале октября российский министр энергетики Александр Новак заявил, что он выступает за продление сделки по сокращению добычи между Россией и ОПЕК после марта, когда истекает срок ее действия, до конца 2018 года, поскольку в результате этого соглашения равновесие спроса и предложения медленно восстанавливалось и для достижения ожидаемого эффекта требовалось дополнительное время. Но это было в тот момент, когда цена на эталонную нефть Brent колебалась в диапазоне 50-55 долларов, который идеально соответствует интересам России. Если цена на нефть упадет до 45 долларов за баррель к моменту истечения срока действия соглашения, Москва, скорее всего поддержит его пролонгацию. Однако, если она останется в диапазоне 60-65 долларов за баррель или еще выше, поддержка пролонгации со стороны России крайне маловероятна. Причины такой позиции, на первый взгляд противоречащей здравому смыслу, следующие.
Одна из причин того, что нефть уверенно держалась в диапазоне 50 долларов за баррель в третьем квартале текущего года, связана с частичным прекращением добычи в США из-за наводнений и бурь в таких штатах как Техас. Эта потерянная добыча теперь восстанавливается, и темпы ее роста могут стать гораздо выше, если дополнительное количество проектов станет достаточно рентабельным в условиях цены Brent на уровне 60 долларов за баррель или выше. Международное энергетическое агентство сообщило, что общий объем добычи нефти в Соединенных Штатах в третьем квартале нынешнего года сократился в среднем до 12,9 млн. баррелей в день. Эксперты МЭА прогнозируют, что в следующем году этот показатель составит около 14,1 млн. баррелей в день, то есть вырастет на 1,2 млн. баррелей в день. Как уже было сказано, при условии роста цены на нефть до 65 долларов за баррель, прогноз добычи на 2018 и 2019 годы резко возрастет. Москве пришлось столкнуться с крайне неблагоприятными экономическими и социальными последствиями двух обвалов цен в 2008-2009 годах и начиная с 2014 года. Первый был относительно недолгим и цена полностью восстановилась, в то время как второй сопровождался санкциями, и Россия обвиняла Запад в экономической войне. Ущерб от потенциального третьего коллапса способен значительно перевесить те финансовые выгоды, которые можно получить в настоящее время от продажи более дорогой нефти.
Администрация Кремля и правительственные чиновники в один голос утверждают, что более слабый рубль для экономики намного лучше, чем более сильный. Слабый рубль повышает конкурентоспособность российской экономики и помогает экспортоориентированным отраслям, а кроме того снижает спрос на импортные товары. Механизм бюджетного правила означает, что Министерство финансов при росте цен на нефть конвертирует большее количество рублей в иностранную валюту, тем самым усиливая давление на рубль чтобы избежать роста обменного курса. Пока этот механизм работает. Цены на нефть с начала октября выросли почти на 15 процентов, а рубль при этом потерял 3 процента стоимости по отношению к американскому доллару. В соответствии с бюджетным правилом, такой шаг цены на нефть должен был привести к росту рубля до 49 за доллар. Опасность в том, что цена на нефть на уровне 60 долларов за баррель и выше может породить возникновение спекулятивного интереса к рублевым активам, который, возможно, сделает механизм бюджетного правила менее эффективным.
Все вышесказанное выглядит значительно более благоприятно по сравнению с типичной моделью экономики нефтедобывающей страны ОПЕК. Перечисленные аргументы являются весомыми обоснованиями того, что Москва сегодня заинтересована скорее в устойчивой цене на нефть в диапазоне 40-50 долларов за баррель, чем на уровне 55 долларов и выше.