Ее пламенная речь, произнесенная на эшафоте, с призывом бороться с фашистами и не бояться смерти в этой борьбе, стала широко известна благодаря очерку Петра Лидова «Таня».
Образ Зои Космодемьянской нашел свое отражение в художественной литературе и кинематографе, живописи и монументальном искусстве.
Бюст Зои Космодемьянской можно увидеть и на выставке «Живая летопись войны», которая открылась в Музее Победы 20 сентября 2017 года. Это работа Натана Рапопорта, выполненная в 1945–1946 годах. Скульптор запечатлел Зою в последний момент перед казнью – в разорванной рубашке, с веревкой вокруг шеи и табличкой с надписью «Партизан». Героическое и лирическое, мужественное и обаятельно-женственное, волевое и трогательно-детское – всё это соединено в глубоко содержательном образе Зои.
Выставка «Живая летопись войны» посвящена 75-летию первой Всесоюзной художественной выставки военного времени. Выставка «Великая Отечественная войны» открылась в Третьяковской галерее 7 ноября 1942 года – живопись, графика, скульптура рассказывали о мужестве и стойкости народа, вставшего с оружием на защиту Родины. До победы было еще очень далеко, но художники, скульпторы и музейщики верили в нее и работали на нее. Среди 849 работ, представленных на той легендарной выставке, была и скульптура Зои Космодемьянской.
Одним из первых на трагическую судьбу Зои Космодемьянской откликнулся выдающийся советский скульптор-монументалист Матвей Манизер. Летом 1942 года было решено установить бронзовый памятник «Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская» в её родном Тамбове. Осуществление этой задачи было поручено Манизеру. К осени 1942 года статуя для памятника была окончена и появилась на выставке «Великая Отечественная война».
Работая над созданием образа Зои, скульптор внимательно изучил немногочисленные фотографии девушки, а также ознакомился с её дневниками, много советовался с её матерью – Л.Т. Космодемьянской, подбирая подходящую модель для лица и фигуры Зои.
Перед зрителями в 1942 году предстала стройная девушка с коротко стрижеными волосами, в ватной телогрейке. Уверенно и твердо идет она вперед. И уходя на фронт, навстречу смертельной опасности, оглянулась на военную Москву. Ее лицо полно решимости и отваги.