В конце ноября американский Госдеп принял важное решение о поддержке предоставления Грузии партии противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) типа «Джавелин», являющихся одним из наиболее мощных ударно-защитных видов оружия ВС США. В первую очередь, оно является не наступательным видом вооружения, а оборонительным и не направлено против третьих стран. Конечно, последнее слово за Сенатом и президентом США, которые должны дать «свое добро» на его поставку в Грузию. Если Сенат проголосует в пользу этой сделки, а президент США Дональд Трамп одобрит своим решением, что кажется так и пройзоидет в ближайшем будущем, сделка обойдется грузинским налогоплательщикам в 75 миллионов долларов. В пользу этого решения свидетельствует тот факт, что во время проведения грузино-американских двухсторонных консультаций в Вашингтоне в октябре 2017 года и во время официального визита министра обороны Грузии в США были согласованны еще несколько интересных решений, например, о создании девяти батальонов грузинской армии с помощью американских инструкторов. Впервые в Грузии ПТРК «Джавелин» были продемонстрированы во время военных ученияй «достойное партнерство 2017» на военном полигоне Вазиани в августе 2017 года представителями 2-го кавалерийского полка армии США. Еще 3 августа 2017 года в интервью для еженедельной газеты «Резонанс» я выразил мнение, что американская сторона поставит для нужд грузинской армии именно этот вид вооружения, наравне с беспилотниками и с ПЗРК «Стингерами». В отношении поставок системы «Джавелин» я оказался прав. Скорее всего, решение о его поставке было принято во время официального визита вице-президента США Майкла Пенса в Грузию как раз в августе 2017 года. Кстати, основа такого взаимоотношения на оборонном уровне между нашими странами была заложена еще в январе 2009 года, когда между Грузией и США был подписан специальный документ «Хартия Стратегического Сотрудничества», где Вторая Глава этого документа подразумевает стратегическое партнерство между странами в сфере обороны и безопасности. В том числе 4 пункт этой Главы подразумевает поддержку боеспособности грузинских вооруженных сил в контексте с военной совместимостью со стандартами НАТО. Кстати, сама сделка подразумевает передачу грузинской стороны 72 пусковых установок и 410 пусковых ракет, в том числе 10 тренировочных командирско-пусковых блоков и 70 единиц тренировочных ракет. Доставка этого вооружения должна произойти с военных складов армии США. Этот комплекс уже 30 лет находится на вооружении США и является третьим поколением ПТРК, действующим по принципу: «выстрел-забыл-попал» и работает на основе тепловидного поражения цели, а траектория полета ракет — вертикальный подлет к танкам, что еще больше повышает уязвимость объекта цели атаки. Даже имея массу недостатков, американские ПТРК смогут достаточно уверенно выводить из строя находящиеся на вооружении бронированные машины. Этот фактор подчеркивают и российские военные эксперты, которые опасаются, что поставка этого вида вооружения Грузии может подорвать баланс сил в регионе. В этом плане они абсолютно правы, так как с помощью данных ПТРК можно будет создать, условно говоря, военно-тактический баланс на региональном уровне, когда с помощью «Джавелин» можно будет противостоять новым модернизированным боевым танкам Т-72ВЗ, примерно 100 единиц, которые размещены на оккупированной территории Цхинвальского региона и Абхазии, на так называемых «военных базах номер четыре и семь». Кстати, передача грузинской стороны американских ПТРК было опротестовано российским МИДом в контексте «обеспокоенности о продвижении Грузии в сторону провоцирования конфликтов в регионе» (это т.н. «озвученный контекст» заявления, который больше напоминает элементы «мягкой силы» или информационно-пропагандисткой войны со стороны официального Кремля, которое интенсивным образом ведется по отношению Грузии и Украины). Резюмируя, стоит подчеркнуть, что означает этот шаг в контексте геополитических и геостратегических решений: • снятие с Грузии неофициальных санкций по поставкам американского оружия, которые были наложены администрацией Барака Обамы по отношению авторитарного режима Михаила Саакашвили после окончания российско-грузинской войны 2008 года. Такие санкции были введены со стороны США в связи с тем что, при попустительстве режима Саакашвили во время войны российские оккупационные войска захватили большое количество американского оружия и не только стрелкового (например, специальные военно-командные машины «Хаммер» и израильские военные дроны «Гермес-450», по тем временам современное боевое вооружение), которые были на вооружении грузинских ВС; • США уже считают Грузией своим стратегическим партнером в Кавказско-Каспийском регионе и де-факто признает в качестве «осевого государства» по аналогии Египта, Израиля, Иордании и Турции; • признание региона Кавказа и всего Черноморского бассейна «зоной особых интересов» и геостратегических пристрастий.