Возрождая старую ложь для сплочения новой России

13.01.2018 2:32 0

Возрождая старую ложь для сплочения новой России

Ночью 16 июля 1918 года вместе с женой и детьми в подвале дома в Екатеринбурге был расстрелян последний русский царь Николай II. Большевики держали его в этом доме на протяжении четырех месяцев. Получив приказ из Москвы, они расстреляли и искололи штыками царскую семью, а их изуродованные тела сожгли. С этой версией событий согласно большинство, поскольку она основана на убедительных доказательствах, собранных многочисленными экспертами. Однако Русская православная церковь продолжает задавать все новые вопросы, намекая на страшный заговор. Действительно ли эксгумированные позднее останки принадлежат царской семье? А если нет, то как их убили, и где они похоронены? В конце прошлого года церковное руководство сделало еще один неожиданный поворот, выступив с мрачным предположением о том, что казнь Романовых была «ритуальным убийством». Эта фраза вызывает в памяти клеветнические утверждения в адрес российских евреев, которых жестоко преследовали в царские времена. Сейчас же эти слова прозвучали из уст епископа Тихона Шевкунова в речи, с которой он выступил 27 ноября на церковной конференции, посвященной изучению обстоятельств убийства семьи Романовых. Сидя рядом с главой Русской православной церкви патриархом Кириллом, епископ заявил, что его убеждения разделяют многие члены комиссии, расследующей убийство царя с 2015 года. Представитель президентского следственного комитета, который является главным правоохранительным органом в России, быстро согласился на проведение дополнительных экспертиз, а также «психологического и исторического анализа» по этому вопросу. На этот инцидент можно было бы махнуть рукой, назвав его фантазией антисемитов из православной церкви, поддерживающих тесные связи с ультраправыми российскими организациями. Однако епископ Тихон отнюдь не рядовой священник. Он главный помощник патриарха Кирилла, и многие считают его духовным наставником президента Владимира Путина. В предположении о ритуальном убийстве был такой мощный заряд традиционного антисемитизма, что уже на следующий день пресс-секретарь Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин заявил, что оно очень сильно напоминает «самые мрачные времена». Многие россияне, особенно из радикальных националистических группировок, согласны с версией о ритуальном убийстве, собственно как и с порочной теорией заговора. По их мнению, убийство Романовых было не большевистским преступлением, а результатом жидомасонского заговора, участники которого принесли в жертву царскую семью во время религиозного ритуала, символизирующего убийство всего русского народа. Конечно, у обвинения в ритуальном убийстве длинная история. В годы жестокого и ярого антисемитизма, который насквозь пропитал царскую империю, убийство христианского ребенка при загадочных обстоятельствах обычно приписывали евреям, ложно обвиняя их в том, что детская кровь нужна им для религиозных обрядов. Это был печально известный «кровавый навет». Такая злостная ложь провоцировала особо жестокие и злобные выступления против евреев в России, из-за чего ужасное слово «погром» вошло в международный лексикон. Один из самых страшных и скандальных погромов состоялся в воскресный день Пасхи 17 апреля 1903 года в Кишиневе (Молдавия), когда группа антисемитов обвинила тамошних евреев в совершении ритуального убийства. Пьяная толпа свирепствовала два дня, а власти не предпринимали никаких мер, чтобы остановить этот разгул. 49 евреев было убито, более 500 получили ранения. А сколько было изнасиловано женщин, вообще неизвестно. Спустя три недели великий русский писатель и гуманист Лев Толстой обвинил российские власти во лжи и насилии. Госдепартамент США и британский Форин-офис направили ноты протеста, а президент Теодор Рузвель лично подверг острой критике царя Николая. Однако Николай хранил молчание даже тогда, когда волна погромов продолжилась, унеся в период с 1903 по 1905 годы жизни более чем двух тысяч евреев. Десятки тысяч российских евреев бежали из страны, главным образом в США и Палестину, которой в то время управляли османы. Зачем возрождать идею о ритуальном убийстве сейчас? Неужели епископ Тихон стал для президента Путина современным Распутиным? В сегодняшней России, где очень многое непрозрачно, существует масса слухов и предположений на сей счет. Возможно, что возрождение традиционного антисемитизма — это такая кремлевская уловка, имеющая целью сыграть на чувствах ультраправого русского национализма накануне мартовских президентских выборов. В конце концов, разжигание русских националистических настроений дало неплохой результат Путину во время президентской кампании 2012 года. Почему бы не воспользоваться этим снова? Дело в том, что Кремль полагается на церковь больше, чем когда бы то ни было. Он дал волю разнузданным силам фундаментализма, а политическую кампанию превратил в высоконравственный крестовый поход. И в центре всех этих кремлевских усилий по продвижению чувства патриотизма стоит епископ Тихон, возглавляющий Патриарший совет по культуре и являющийся членом президентского совета по культуре. В последние годы он неоднократно организовывал выставки, прославляющие имперское прошлое России, проводя их в легендарном выставочном зале Манеж в центре Москвы. Последняя выставка под названием «От великих потрясений к Великой Победе» прошла в 2015 году. На ней в положительном свете был представлен Сталин, названный победоносным руководителем, сделавшим Советский Союз великой державой. Время для выставки было выбрано не случайно, поскольку незадолго до этого Россия присоединила Крым и вмешалась в войну на востоке Украины. Это был негласный сигнал о том, что Путин является таким же общенациональным лидером и борцом за интересы страны. Недавно Тихон возглавил мегапроект под названием «Россия — моя история». Это целая сеть центров и парков патриотической истории, цель которых состоит в «укреплении традиционных ценностей и формировании единого подхода к российской истории». Щедрым спонсором данного проекта стал российский газовый и медийный гигант «Газпром». Его экспозиции открылись в нескольких российских городах, последним из которых стала Казань. Зачем открывать пропагандистский храм, представляющий русскую версию истории, в столице Татарстана Казани, самом густонаселенном регионе страны, где большинство населения — не русские, а мусульмане? Это вполне вписывается в общую тенденцию. В июне прошлого года истек срок действия заключенного в 1994 году договора, по которому Татарстан получил значительную автономию. А изучение татарского языка в школах было ограничено двумя часами в неделю. Другие нерусские регионы переживают аналогичные изменения. Становится ясно, что Кремль и церковь, сталкиваясь с убылью русского населения и с увеличением количества мусульман, встали на путь русификации, пытаясь сделать многонациональную Российскую Федерацию более однородным государством, которое сплачивает и объединяет русский народ и православная церковь. Но есть и другой вариант: сделать Россию подлинной федерацией, предоставив нерусским регионам реальную власть и право голоса в политике. Но в этом случае все более самовластный путинский Кремль лишится своих полномочий. Похоже, что Путин решил оседлать волну русского национализма, христианского фундаментализма и антисемитизма, как это было 100 лет тому назад, когда Российская империя скатилась в пропасть войны и революции. Отказываясь от уроков прошлого, церковь и государство вновь выпускают на волю зловещие силы правого экстремизма и рука об руку устремляются в мрачную неизвестность. Майкл Ходарковский — историк, профессор Чикагского университета Лойолы, в настоящее время работает над книгой о России в 20-м веке.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

El Mundo: западные санкции сблизят старых союзников — Россию и Кубу Британские ученые–апологеты Асада HS: Трампа и Брексит скоро забудут ‒ в памяти останется война на Украине Washington Post: экс-адвокат Трампа объяснил, почему тот восхищается Путиным Сотрудники Госавтоинспекции ЗАО провели конкурс рисунков среди дошкольников

Последние новости