Чрезвычайно британский медвежонок внезапно оказался в самом центре скандала, разразившегося вокруг российской киноиндустрии и связанного с попытками ограничить иностранное влияние. Всего за день до того, как в российских кинотеатрах должен был начаться показ семейного фильма «Приключения Паддингтона-2», Министерство культуры России перенесло дату его релиза с 18 января на 1 февраля, чем вызвало бурное негодование российской Ассоциации владельцев кинотеатров. 18 января на своей официальной страничке в Facebook эта организация назвала решение отложить начало показа этого фильма «фактом грубого прямого вмешательства» властей. В конечном итоге Министерство культуры дало разрешение на выпуск «Приключений Паддингтона-2» в прокат уже в субботу, 20 января. Этот инцидент стал яркой иллюстрацией реализуемой в России инициативы по поддержке отечественной киноиндустрии, в которой 9 из 10 фильмов финансируются государством и выставляют страну в положительном свете. Кинотеатры — это только одна сфера, в которой современный российский режим старается защитить своих граждан от западных идеалов, которые могут не совпадать с взглядами президента Владимира Путина на мир и на роль России в этом мире. Существует закон, который позволяет Министерству культуры переносить дату выхода в прокат иностранных фильмов, таких как «Приключения Паддингтона-2», в том случае, если дата начала показа совпадает с датой релиза российского фильма. Этот закон был принят два года назад. В то время министр культуры Владимир Мединский выступил со своего рода завуалированной угрозой касательно содержания российского кино. «Мы не будем бороться за каждый [российский] фильм, — сказал он тогда. — Мы будем расставлять финансовые, политические и идеологические приоритеты». В 2015 году Министерство культуры перенесло дату начала показа «Левиафана» Андрея Звягинцева — фильма о России, снятого русскими — несмотря на то, что он стал настоящим хитом на международных кинофестивалях и завоевал Золотую пальмовую ветвь как лучший фильм на иностранном языке. Эта мрачная повесть о борьбе маленького человека против коррумпированного бюрократа была названа антироссийской и подрывающей авторитет Путина. Спустя некоторое время в России был подготовлен законопроект, согласно которому к показу были запрещены все фильмы, «порочащие национальную культуру или создающие угрозу национальному единству и конституционному строю». В конечном итоге этот законопроект так и не был принят, а скандал вокруг «Левиафана» привел к тому, что в России этот фильм посмотрело огромное число людей. В то время Мединский говорил, что персонажи «Левиафана» — «не русские» и что фильмы, которые «наполнены духом безысходности и бессмысленности нашего существования, не должны финансироваться за счет налогоплательщиков». Россия запретила нецензурную лексику в искусстве и СМИ в 2014 году, поэтому в кинотеатрах была показана цензурированная версия этого фильма. «Пусть все цветы растут, но мы будем поливать только те из них, которые нам нравятся», — пошутил Звягинцев в интервью Guardian, комментируя высказывание Мединского. Выход фильма «Паддинтон-2» хотели перенести не из-за его содержания, а для того, чтобы обеспечить лучшие кассовые сборы отечественным фильмам «Скиф» — исторической драме, премьера которой была намечена на 18 января, — и патриотической советской спортивной драме «Движение вверх», рассказывающей о триумфальной победе советских баскетболистов над сборной США в 1972 году. Из-за растущей напряженности в отношениях России и США «Движение вверх» стал самым кассовым отечественным фильмом за всю историю. «Мы будем делать все в интересах отрасли, российского кино, но не в интересах Голливуда», — сказал Мединский. В своем заявлении российская Ассоциация владельцев кинотеатров отметила, что это уже не первый раз, когда власти вмешиваются и меняют даты начала показа, но что такой перенос показа в последнюю минуту является вопиющим нарушением, повлекшим за собой серьезные убытки для кинотеатров и дистрибьюторов, которые в своей рекламе датой выхода «Паддингтона 2» указывали 18 января. Кинотеатрам пришлось возместить зрителям расходы на билеты, купленные заранее. «Вы своими инициативами превратили стандартную госуслугу по выдаче прокатного удостоверения в инструмент цензуры!» — подчеркнула ассоциация в своем заявлении. Несколько российских продюсеров, режиссеров и актеров написали открытое письмо, в котором они отметили, что за последние несколько лет благодаря активной поддержке государства российские фильмы стали собирать больше денег и зрителей и что этот рост кассовых сборов составил 120%. Министерство культуры также часто выбирает лучшие даты релиза для отечественных фильмов, тогда как иностранные фильмы «сдвигаются». Три года назад Мединский рассматривал возможность ввести ограничения на число иностранных фильмов, закупаемых для показа в России. В прошлом году он предположил, что один из способов поддержать отечественную киноиндустрию — это повысить цену на иностранные фильмы в кино, поскольку заложенные в российском государственном бюджете расходы на кино — в два раза меньше, чем бюджет одного голливудского блокбастера. В 2016 году два российских фильма, «Экипаж» и «Викинг», вошли в список 25 российских бестселлеров — на их долю пришлось 17.8% на 727-миллионном рынке. В 2017 году в 25 лучших фильмов попали уже четыре российских фильма без учета «Движения вверх», который до сих пор идет и кинотеатрах. «Викинг» вызвал некоторое недовольство в связи с тем, как в нем изображается разница между грязными и жестокими язычниками и цивилизованными христианами — очередная ода влиятельной Русской православной церкви и стратегии правительства. По слухам, одними из первых этот фильм посмотрели Путин и Мединский, которым он, несомненно, понравился.