Ислам — вторая по распространенности религия в России после православия. В самой большой стране мира проживает около 20 миллионов мусульман, а это 15% от общей численности населения. Подавляющее большинство российских мусульман — сунниты. Около десяти процентов мусульман — шииты. Есть также мусульмане-ахмади. Большая часть мусульманского населения проживает в республиках Башкортостан и Татарстан. Между Черным и Каспийским морями также проживают мусульмане — чеченцы, балкарцы, ингуши, карачаевцы и многочисленные дагестанские народы. В центральном бассейне Волги проживают волжские булгары и башкиры, большинство из которых — мусульмане. По некоторым оценкам, среди жителей Москвы от полутора до двух миллионов мусульман. Поэтому столица России является самым большим мусульманским городом в Европе. Велика доля мусульманского населения также в Оренбургской и Астраханской областях, в Сибири и некоторых других регионах России. Наряду с другими религиями Россия официально признает ислам неотъемлемой частью собственной культуры. При этом государство считает, что российские мусульмане должны оставаться преданны своей родине. Все организации, которые враждуют с российским государством по тем или иным причинам, запрещаются. «Традиционный ислам является неотъемлемой частью духовной жизни нашей страны", — заявил российский президент Владимир Путин в октябре 2015 года, выступая на открытии московской соборной мечети, которая является одной из крупнейших в Европе. Она вмещает около десяти тысяч верующих. Реконструкция мечети продолжалась несколько лет и была завершена в 2015 году. Первоначальное здание московской мечети было построено в 1904 году. Сегодня в российской столице открыто еще пять мечетей. Российское общество всегда было мультикультурным и формировалось на протяжении столетий. Эта «многокультурность» сохранялась, несмотря на переломные исторические события. В царской России мусульмане сталкивались с разными формами дискриминации — конфискацией земли и насильственной миграцией, но власти никогда не решались на депортацию мусульман, в отличие, например, от Португалии или Испании. Отчасти российские власти не делали этого потому, что население империи было гетерогенным. Коммунистическая власть СССР преследовала ислам так же, как и все другие конфессии, и закрыла большую часть мечетей. После 1990 года, когда Россия обрела независимость, произошло своеобразное примирение между российским государством и российскими мусульманами. Количество паломников в Мекку после 1991 года резко увеличилось. После прихода Путина к власти ислам буквально пережил возрождение. Так, например, Путин заявил, что ислам намного ближе к православию, чем католицизм. По словам российского лидера, «традиции просвещенного ислама» развивались в России на протяжении нескольких сотен лет, и российское государство продолжит способствовать развитию исламской теологии. Слова Путина хорошо отражают официальную позицию российской власти, которую можно сформулировать примерно так: ислам — миролюбивая и дружественная религия, которая не имеет ничего общего с извращенными интерпретациями ислама, проповедуемыми радикалами и террористами. На пресс-конференции в декабре 2016 года Путин сказал, что не согласен с приравниванием ислама к террору. Однако в России проживают не только те мусульмане, которые живут столетиями в Москве, и не только те, которые живут со своим народом на Кавказе и в других регионах России. С начала 2000-х годов в Россию стали приезжать миллионы рабочих — мусульман из Средней Азии. Чаще всего они ищут низкооплачиваемую работу. Также заметно больше стало мусульман из Субсахарской Африки, Индии и с Ближнего Востока. Многие из новоприбывших мусульман сталкиваются с недоверием, страхом и опасениями со стороны местного населения. Все это связано с опытом двух чеченских войн и международным терроризмом. И светская российская государственная власть, и российские мусульманские духовные лидеры говорят о больших различиях между радикальным исламизмом, который имеет тенденцию трансформироваться в терроризм, и традиционным исламом, для которого характерна толерантность и приверженность исключительно Корану. Также традиционный ислам соблюдает обычаи мусульманских народов, которые готовы в мире и уважении сосуществовать с другими конфессиями. В зависимости от региона российский ислам по-разному понимается и воспринимается из-за географическо-демографического многообразия России. Местные традиции в Татарстане, Башкирии, на Кавказе и в других регионах различаются. Кроме того, у мусульманского сообщества России нет единого духовного руководства, которое обеспечило бы такое же единство верующих, как православная и католическая церкви. Единой линии, проводимой центром, нет, и у каждого региона есть свои мусульманские лидеры и религиозная администрация, а многие исламские сообщества даже не признаются за пределами их региона. Вместе с тем существуют общие характеристики российского традиционного ислама. Большая часть российских мусульман относит себя к суннитской фракции ислама и тем школам исламского вероучения, которые опираются на Коран и традиционные обычаи. Подобная умеренная форма российского ислама отличается, например, от более консервативных течений, которые занимают доминирующую позицию в арабских странах, например, в Саудовской Аравии. Главным и самым большим вызовом традиционному исламу являются салафиты, то есть исламисты, которые призывают «очистить» ислам, вернуться к правилам ислама образца седьмого века и строго подчинить все сферы жизни закону шариата. Большая часть россиян отвергла салафизм и исламский радикализм. Одним из доказательств является исламская конференция, которая состоялась в Грозном в августе 2016 года. Тогда была обнародована фетва, согласно которой салафитов, ваххабитов и всех остальных радикалов в исламских рядах нужно считать сектантами и нежелательными элементами на российской территории. При этом официально объединения салафитов не запрещены и продолжают существовать на Северном Кавказе. Согласно докладу правозащитной организации «Мемориал» о Северном Кавказе за 2015-2016 годы, умеренное крыло салафитов лояльно к государству и выступают против насилия. Вместе с тем в докладе говорится, что власти оказывают давление на салафитов, тщательно следят за ними и контролируют всю их деятельность. В отличие от салафитов, некоторые другие исламистские организации значатся в списке террористических и экстремистских группировок, деятельность которых в России полностью запрещена. Помимо уже признанных и известных террористических организаций, таких как «Исламское государство» и «Аль-Каида» (организации запрещены в РФ — прим. ред.), в список вошли и такие движения, которые открыто не демонстрировали враждебности к России. Это «Хизб ут-Тахрир» и «Братья-мусульмане» (организации запрещены в РФ — прим. ред.), которые значатся в списке с 2003 года. Главной причиной попадания этих двух организаций в список запрещенных, является то, что российские власти негативно относятся к смешению политики и религии. Более того, закон в России запрещает создавать политические партии по религиозному принципу. Известно, что идеология «Хизб ут-Тахрир» предполагает создание халифата, а «Братья-мусульмане» стремятся к симбиозу между демократией и устройством, основанном на законах шариата. Именно поэтому российские власти считают эти движения враждебными. С другой стороны, государственная власть приветствует участие исламского и других религиозных сообществ в религиозной, культурной и социальной жизни общества без вмешательства в политику. За последние десять лет Кремлю удалось превратить российских мусульман в преданных подданных современной России, хотя за рубежом об этом мало говорят. Тем не менее, со времен чеченских войн многое изменилось. Современная российская власть во главе с Владимиром Путиным поняла, что отношения с исламским сообществом являются жизненно важным национальным вопросом, от которого зависит будущее России. И власть просто мастерски выстроила отношения со своими мусульманами. Им дарованы права и свободы, их уважают, им оказывается государственная поддержка — все это при условии, что они преданы государству. И обе стороны пошли на эту сделку. Между государственной кремлевской властью и религиозными сообществами в республиках, где проживает большое количество мусульман, в том числе Чечней, Татарстаном и Башкортостаном, установились хорошие отношения. Теология (российского) ислама полностью согласуется с неофициальной государственной идеологией России, которая заключается в приверженности традиционно-консервативным ценностям. Такую идеологию еще называют нелиберальной демократией. Например, Путин лично призвал российских мусульман развивать «собственную исламскую идеологическую школу, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства». Российские мусульмане обладают правами при условии, если уклоняются от внешнего влияния из Саудовской Аравии или Турции. Российские мусульмане приветствовали аннексию Крыма в 2014 году, и потом мусульманские духовные лидеры развернули на полуострове активную деятельность, убеждая местных мусульман, прежде всего крымских татар, что им будет лучше с Россией, чем с Украиной. Российская интервенция в Сирию, начавшаяся в 2015 году, тоже не вызвала у российских мусульман отторжения к государственной политике их страны. Напротив, мусульманские лидеры поддержали интервенцию как средство для прекращения сирийской гражданской войны и поддерживали Россию даже тогда, когда охладились ее отношения с Турцией. В 2016 году Путин заявил, что в рядах джихадистов в Сирии воюют от пяти до семи тысяч боевиков из России и СНГ. Не уменьшая важности других причин, можно сказать, что именно в этом заключается главная причина российской интервенции в Сирии, то есть не позволить радикальному исламизму из Сирии распространится в южных российских регионах и в Сибири. И россияне справились с этой задачей. При этом российские мусульмане, как кажется, являются настоящими российскими патриотами, которые могут быть довольны своим статусом.