Владимир Путин, Виктор Орбан, Реджеп Тайип Эрдоган воплощают новый образ авторитарного правителя, считает американский историк Холли Кейс. В интервью газете Die Zeit она рассказала, что лидеры России, Турции и Венгрии пытаются быть для своих сограждан не строгими отцами, а заботливыми друзьями, оберегающими «детей» от неприятностей. При этом в их странах наблюдается возвращение трёх традиционных элементов: патриархальных структур, национализма и религии. Эрдоган, Путин и Орбан воплощают новую форму авторитарной политики: они преподносят себя не как строгих отцов, а как друзей, пишет немецкая газета Die Zeit. Такого мнения придерживается американский историк и профессор европейской истории Холли Кейс. По её словам, ещё в 90-е годы люди думали, что время авторитарных режимов, наконец, прошло. Однако сегодня, напротив, складывается впечатление, что авторитарные структуры возвращаются. Виктор Орбан в Венгрии выступает за «нелиберальную демократию», Владимир Путин поддерживает сходное развитие в России, Реджеп Тайип Эрдоган расширяет свою власть в Турции. Но вместо того, чтобы искать в этом старые образцы, надо попытаться понять, что здесь нового и изменившегося, считает историк. Она уверяет, что в англоязычном пространстве уже начинает утверждаться представление о «новых авторитарных правителях». Как рассказала в интервью немецкой газете Холли Кейс, раньше авторитарные лидеры требовали от своих граждан больших жертв, и это сильно отличает их от современных властителей, ещё не включивших требование подобной жертвенности в свои политические программы. Тем не менее критиков и инакомыслящих преследуют зачастую очень жёстко, вплоть до репрессивных мер, подчёркивает профессор истории из Америки. Впрочем, для авторитарных правительств в наше время стало сложно как-то объяснить открытое подавление, поэтому чаще применяются его скрытые инструменты. Например, людям затрудняют поиск работы. Турция выпадает из этого шаблона, потому что после попытки переворота Эрдоган получил возможность провести массовые задержания и увольнения, аргументируя это стремлением задавить на корню дальнейшие попытки устроить путч. Поэтому в современном мире также нельзя исключать вероятности массовых карательных мер, а из исключений они могут превратиться в правило, предостерегает Холли Кейс. По её замечанию, сегодня авторитарные режимы не затевают крупных и амбициозных проектов по модернизации или индустриализации, обещающих людям лучшее будущее, как это было прежде. Они не пытаются создать лучшего человека или изменить своих граждан, не заставляют никого вступать в молодёжные организации или заучивать наизусть тексты. Напротив, они делают упор на то, чтобы человек чувствовал себя довольным, не меняясь. «Речь не столько о реализации крупных политических проектов, сколько о том, чтобы объяснить, почему ничего не происходит — и почему это хорошо», — рассказывает профессор истории. Кроме того, раньше авторитарные политики делали ставку на харизму личности и выступали в роли «отцов», а сейчас новых форм культа личности нет, уверяет она. Новых авторитарных правителей вполне устраивает роль заботливого друга. По версии Кейс, образ отца в последнее время тоже изменился: сегодня это в первую очередь тот, кто защищает своих детей и следит за тем, чтобы они не попадали в неприятности, а не тот, кто строг с ними и говорит им, что делать. Если в минувшие десятилетия люди думали, что жизнь следующего поколения будет лучше, чем у предыдущего, то сегодня в это уже никто не верит, убеждена Холли Кейс. При этом новые авторитарные правители по-новому формулируют ожидания, предъявляемые к будущему. «Они определяют, кто и при каких обстоятельствах может ожидать, что его положение улучшится, — поясняет историк. — Тех, кто не попадает в эту категорию, исключают и маргинализируют». В то же время такое положение дел уменьшает давление на правительство, потому что не все оказываются вправе ожидать улучшений. Можно сказать, что новые авторитарные власти хотят уйти от ответственности за мрачные перспективы на будущее, заключает Холли Кейс. Людей приучают не ждать от будущего многого, и если раньше граждан увлекали идеями утопического будущего, то теперь прославляется прошлое. Проще всего вернуться к традиционным факторам, а потому во всех новых авторитарных государствах можно наблюдать возрождение трёх элементов: патриархальных структур, национализма и религии, подчеркнула американский историк Холли Кейс в интервью Die Zeit.