Согласно статистике, на сегодня бельгийцы пьют больше, чем россияне. И пока власти призвали сограждан провести месяц без алкоголя, обозреватель канала RTBF Фабрис Грофиле предлагает взглянуть на достаточно успешный российский опыт. Ведь этой стране удалось доказать, что бороться с чрезмерным употреблением алкоголя возможно, отмечается в материале. 1 фераля в Бельгии стартует большая социальная кампания, предлагающая всем желающим провести месяц без алкоголя. В акции участвуют порядка 89 тыс. бельгийцев. По мнению обозревателя бельгийского канала RTBF Фабриса Грофиле, эффективности борьбы с алкоголизмом можно поучиться у России. «В сторону стереотипы! Водка уже не то. На сегодня россияне потребляют меньше алкоголя, чем бельгийцы», — отмечает журналист. По данным Всемирной организации здравоохранения, в среднем за год россиянин выпивает 12,2 л алкоголя, в то время как бельгиец, немец или француз — 13 л. У литовцев этот показатель и вовсе составляет 18 л. За десять лет объёмы потребления алкоголя в России упали на 30%, причём по большей части именно за последние пять лет. Конечно, подчёркивает автор, это лишь официальная статистика, которая не учитывает чёрный рынок. Однако тенденция прослеживается: «среди россиян растёт осознанность». Четверо жителей страны из десяти утверждают, что они вообще не пьют. И всё это — свидетельство того, что действия властей могут принести свои плоды. Ведь трудно забыть, что ещё в 90-е годы смерть одного россиянина из пяти была вызвана употреблением алкоголя. 500 тыс. жертв за год — огромное число. Владимир Путин понял, что это проблема национального масштаба, и использовал её, чтобы создать себе образ, «полностью противоположный образу Бориса Ельцина». В отличие от предшественника, Путина никто и никогда не видел навеселе во время пресс-конференций. Путин — «это скорее физическая культура, спортивная активность, культ здорового образа жизни». «Пропагандистские образы сильны, это действует», — комментирует Грофиле. Но лишь президентского пиара тут мало. Так что в 2006 году россияне столкнулись с целым «антиалкогольным законодательством». Реклама алкогольной продукции была запрещена, как и её продажа после 23:00. В результате цены на алкоголь резко возросли. Если проводить сравнение с учётом уровня жизни, то для российского потребителя бутылка водки стоит в десять раз дороже, чем для бельгийского. «Когда бутылка водки бьёт по кошельку, в горло она больше не лезет». Будут ли эффективны подобные методы в Бельгии? Конечно, не стоит их копировать — всё-таки местные жители несколько иначе относятся к властям, полагает автор. Да и положительную статистику относительно России тоже следует воспринимать с осторожностью, поскольку чёрный алкогольный рынок в этой стране весьма велик. И тем не менее при всей своей относительности российский пример показывает, что объёмы потребления алкоголя можно сократить на национальном уровне. И можно это сделать законодательным путём. «С угрозой настроить против себя производителей водки… или пивных напитков».