Россия и Северная Корея: настоящие друзья познаются в беде?

04.02.2018 15:26 0

Россия и Северная Корея: настоящие друзья познаются в беде?

Связи между Москвой и Пхеньяном восходят к 1948 году, когда русские помогли Ким Ир Сену создать армию и военно-воздушные силы, благодаря чему возникла Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Ким Ир Сен сначала был одним из руководителей партизан, а впоследствии стал командиром советской армии, где служил до конца Второй мировой войны. Когда после 26 лет изгнания он вернулся в Корею, советские власти назначили его руководителем Корейской коммунистической партии. В последние 25 лет у России не было практически никакой возможности оказывать влияние на Пхеньян, у нее также не было возможности ни осуществлять какую-либо технологическую поддержку, ни инвестировать в северокорейскую промышленность. Намерение укрепить отношения стало очевидно, в первую очередь, в 2015 году, когда Россия и Северная Корея объявили год двусторонней дружбы, в ходе которого произошел ряд политических, экономических и культурных встреч. Государственные СМИ Северной Кореи назвали этот год 70-м юбилеем освобождения Кореи от колониального правления Японии и «победы России в Великой Отечественной войне». Для России преимущества носили в первую очередь экономический характер. В предыдущий год Москва списала 10 из 11 миллиардов долларов долга Северной Кореи, объявив, что остающийся миллиард будет инвестирован в эту страну. Российские инвесторы также согласились вложить 25 миллиардов долларов в систему железнодорожного сообщения Северной Кореи, в то время как дополнительное финансирование должно было быть направлено в область базовой инфраструктуры. Частные российские компании должны были реконструировать северокорейские электросети, в то же время обе страны занимались развитием (свободного от льда) порта Расон для экспорта российского угля. При помощи реорганизации железнодорожной сети Россия пыталась расширить экономические связи с Северной Кореей в обмен на доступ к природным ресурсам. В этот период, в мае 2015 года, был запланирован визит Ким Чен Ына в Россию, который стал бы его первой зарубежной поездкой за время нахождения у власти, но впоследствии визит был отменен. Ракетные испытания и санкции C самого начала 2000-х Россия привычно улаживает цикл провокаций Северной Кореи и сглаживает растущее в этом регионе напряжение. После испытаний баллистических ракет Пхеньяном в 2017 году Россия неоднократно заявляла, что ее стратегия поддержания доброжелательных отношений и с Южной, и с Северной Кореей имеет больше шансов для нахождения мирного способа разрешения кризиса на Корейском полуострове по сравнению с агрессивной политикой Вашингтона. В мае 2017 года российский президент Владимир Путин сообщил бывшему специальному посланнику из Южной Кореи Сон Ен Гилю, что он намерен отправить на корейский полуостров российскую дипломатическую делегацию, чтобы она стала посредником при переговорах между Северной и Южной Кореей. Путин также критически высказался об американском комплексе противоракетной обороны THAAD, предназначенном для запуска баллистических ракет меньшей и средней дальности, развернутом в Южной Корее. Путин утверждал, что комплекс THAAD может привести исключительно к усилению напряжения с Северной Кореей и угрожать безопасности России и при этом не обеспечит должной защиты Южной Кореи. Финансовые ограничения, наложенные резолюцией ООН, вероятно, приведут к запрету на рублевые транзакции между Россией и Северной Кореей — недавно появившуюся практику, используемую для поддержки двусторонней торговли между странами. Это может помешать проведению сделок между Россией и Северной Кореей. При таком раскладе российские банки могут прекратить переговоры с банками северокорейскими, в том числе и с теми, которые задействованы в гуманитарном сотрудничестве. Воздействие резолюции Совета безопасности ООН на торговлю с Северной Кореей будет зависеть во многом от того, как будут проведены санкции, в частности, со стороны Китая. Северная Корея может захотеть использовать Россию как транзитный пункт, потому что граница между странами остается все еще относительно открытой. Строится новый мост, но перспективы завершения строительства остаются под вопросом. Журнал «Дипломат» (The Diplomat) в марте 2016 года писал, что введение санкций может привести к потерям со стороны России, исчисляемым сотнями миллионов долларов. Ограничения и запреты на северокорейский экспорт угля, железа, железной руды, золота, титана, ванадия и редкоземельных элементов могут негативно сказаться на заявленных приоритетах страны — возрождении ее экономики. Россия для Северной Кореи могла бы стать альтернативой Китаю. Когда Китай приостановил энергетический экспорт в Пхеньян, его место заняла Россия и с тех пор она позиционировала себя как главного международного союзника Северной Кореи. С этой целью Кремль инвестировал в инфраструктуру Северной Кореи и в техническое сотрудничество с этим государством. Преимущества Москвы в северокорейском кризисе Директор корейских программ Института экономики РАН Георгий Толорая считает, что потенциальная роль России в разрешении северокорейской ядерной проблемы рассматривается как дублирование роли отвергнутого Китая. Однако Россия может «поколебать чашу весов» в сложном равновесии в корейских делах, несмотря на ограниченность ее прямого экономического воздействия. Дело в том, что Россия и Китай не достигли полного согласия по поводу ситуации на Корейском полуострове, а также по поводу некоторых других проблем в Евразии. Эти нюансы недавно стали очень важны, так как Северная Корея стала проявлять открытую враждебность в отношении Китая и его вмешательства в корейские дела. В то время как отношения с Китаем обострились, Пхеньян продолжает проявлять доброжелательность к России как к своему альтернативному спонсору. Россия, естественно, не питает никаких иллюзий относительно возможности полностью доверять режиму Ким Чен Ына или оказать на него радикальное влияние, не говоря уже о том, чтобы Северная Корея стала близким союзником и настоящим другом России. Благодаря своему многолетнему опыту Москва также осознает факт, что Пхеньян склонен с легкостью менять занимаемую им позицию. При этом Россия прекрасно понимает предел возможностей при попытке повлиять на позицию Северной Кореи, в частности, в таких жизненно важных вопросах, как ядерное и ракетное сдерживание. Кроме того, для России и Китая корейская проблема важна в вопросе отношений с Соединенными Штатами, однако у каждой страны имеются свои, совершенно особые и не совпадающие с другими государствами приоритеты в сфере внешней политики. Китай столкнулся с растущим и существенным давлением со стороны Соединенных Штатов в северокорейском вопросе, в то время как Россия рассматривалась как игрок меньшего значения, не требующий значительного внимания со стороны Вашингтона. Соединенные Штаты, Россия и Китай, казалось бы, разделяют точку зрения о необходимости ядерного разоружения Корейского полуострова, а также переживания, связанные с провокационным поведением Северной Кореи. Меньшее понимание можно отметить в вопросе о степени координации между Москвой и Пекином, которая может сыграть важную роль в решении этой проблемы, если отталкиваться от предположения, что Россия, как и Китай, предпочитает стабильный режим рухнувшему. Для России корейская проблема значима как в глобальном отношении (в сфере нераспространения ядерного оружия и взаимоотношений с крупными державами), так и в региональном (в сфере вопросов экономики и безопасности в Северо-Восточной Азии), и в двусторонних отношениях (с Северной и Южной Кореей). В каждой из этих плоскостей градус напряженности между Москвой и Пекином — свой. В каждом на кону стоят совершенно разные капиталы.

Северокорейский лидер Ким Чен Ын во время строевых учений

Военный конфликт по соседству стал бы катастрофой для обеих стран, но разного масштаба. Для Китая эти последствия могут быть катастрофическими, а для России — не столь страшными. Для Пекина гипотетическое падение режима создаст риск массового перехода северокорейских беженцев через 1400 километров границы. С другой стороны, вероятный вакуум власти в Северной Корее может быть заполнен Соединенными Штатами и их союзником — Южной Кореей. Этих двух вариантов развития событий Китай хотел бы избежать. Китай действительно намерен отговорить Северную Корею от дальнейших разработок ядерного оружия, которые могут нанести вред самому Китаю. Однако Китай не будет совершать никаких резких движений, обрывая связи с Северной Кореей. Он очень заинтересован в сохранении стабильности и статуса кво на Корейском полуострове, то есть в разделенной Корее, настроенной против Запада, которую можно использовать в качестве подушки безопасности, тормозящей распространение японского и американского влияния в регионе. Стратегические интересы Китая, состоящие в стабильности и денуклеаризации Корейского полуострова, потребуют, чтобы Пекин улучшил отношения с Пхеньяном, чтобы восстановить китайское влияние на правительство Кима. Это стремление представляется еще более трудным, учитывая постоянные все более воинственные угрозы, за которыми и последовали наложенные ООН санкции. Толорая считает, что для России, если не считать последствий глобального и регионального конфликта, оба варианта сценария будут означать просто увеличение военных и политических столкновений с Соединенными Штатами в Азиатско-Тихоокеанском регионе и утрату влияния на Корейском полуострове. Этот вариант удручает, но он не будет трагедией. Таким образом, Москва будет усиленно напирать на политический и дипломатический рычаг, чтобы воспрепятствовать такому развитию событий. Она также будет противиться непосредственному участию в военных действиях, в отличие от недавно разворачивавшегося сирийского сценария. В то время как Китай снижает объемы торговли с Северной Кореей, Россия сближается с Ким Чен Ыном. Китай словно прислушался к призыву президента Трампа осуществлять как можно большее давление на Северную Корею, чтобы она остановила разработки своих ядерных и ракетных программ, а Россия решила выступить в качестве посредника между Пхеньяном и всем остальным миром. Объем торговли между Россией и Северной Кореей в первые два месяца 2017 года вырос на 73% по сравнению с тем же периодом предыдущего года: этот рост связан, главным образом, с крупными поставками угля из России. Помимо увеличения поставок угля, Россия предприняла и другие действия, чтобы расширить торговлю с Северной Кореей: — российская компания «Инвестстройтрест» открыла новую линию перевозок в мае 2017 года, связав российский порт Владивосток с северокорейским городом Раджин; — чиновники российских железных дорог, по некоторым данным, в январе посетили Северную Корею, чтобы обсудить развитие железной дороги Раджин — Хасан, соединяющей Россию с Корейским полуостровом; — Россия и Северная Корея подписали соглашение по рабочей иммиграции, чтобы расширить программу, в рамках которой 40 тысяч северокорейских рабочих уже задействованы в деревообрабатывающей промышленности и на российских стройках, что является одним из основных источников зарубежной валюты для правительства Ким Чен Ына. Эти маневры проводятся несмотря на то, что Россия подписала недавно принятый список санкций Совета безопасности ООН, требующих сократить ведение дел с Северной Кореей в качестве ответа на проведение ею ядерных испытаний и испытаний баллистических ракет. На данный момент Китай управляет 90% бизнеса, который Пхеньян ведет с остальным миром и, разумеется, крупные коммерческие сделки России с северокорейцами могут ослабить китайское давление. Российский президент Владимир Путин неоднократно заявлял о том, что он против расширения «клуба» ядерных держав, но при этом критически высказывался и о политике Америки по отношению к Северной Корее. По мнению Путина, единственный способ разрешить проблемы мирным путем — это вернуться к диалогу с Пхеньяном, не прибегая ни к каким запугиваниям. Россия склонна считать, что северокорейские провокации являются следствием агрессивных действий Южной Кореи и Соединенных Штатов, продолжающих проводить военные учения на Корейском полуострове и отправляющих в корейские воды авианосцы. Регулярное движение нефтяных танкеров между Россией и Северной Кореей и железнодорожное сообщение — это элементы, демонстрирующие, что Россия способна заместить некоторые поставки нефти Китая, но не ясно, смогут ли они целиком заместить их, рассказал Энтони Рудджеро (Anthony Ruggiero), аналитик вашингтонского аналитического центра Фонда защиты демократии (Foundation for Defense of Democracies). В появившихся несколько дней назад новостях сообщалось, что российские танкеры доставили в Северную Корею топливо по меньшей мере три раза за последние несколько месяцев, и перегрузили его, находясь в море, на северокорейские суда. Таким образом, Россия бросила Пхеньяну экономический спасательный круг. По мнению Маркуса Ноланда (Markus Noland), директора по исследовательской работе Института мировой экономики им. Петерсона (Peterson Institute for International Economics), в июне прошлого года в Северной Корее выросли цены на еду и топливо, но причины этого повышения были неизвестны. Среди возможных причин: спад поставок из-за санкций, перенаправление этой продукции военным и рост спроса со стороны населения, опасающегося вероятного начала войны. По мнению Ноланда, создается впечатление, что объем торговых отношений между Россией и Северной Кореей растет (он составляет 130 миллионов долларов каждый год), но до сих пор намного уступает Китаю, с которым ежегодный объем торговли составляет 6,6 миллиардов долларов в год. Железнодорожное сообщение России с КНДР (Хасан Раджин) открылось в 2016 году Россия заинтересована в том, чтобы играть существенную роль в будущих схемах экономического и логистического взаимодействия в азиатской части Дальнего Востока, где в противном случае будет тотально доминировать Китай, особенно при наличии железнодорожного сообщения и возможностей проведения нефтепроводов через Северную Корею. Идея объединения транскорейской железной дороги с Транссибирской магистралью восходит к концу девятнадцатого века. Однако эти планы пришлось отложить после русско-японской войны в 1905 году. В 2000 году эта идея вновь стала обсуждаться, и теперь появилась в форме железнодорожного сообщения Хасан — Раджин. Раджин — это город, расположенный на севере Северной Кореи, а Хасан — российский город, находящийся на границе с Северной Кореей. В проект строительства железной дороги было вложено 300 миллионов долларов со стороны «Российских железных дорог». Он может стать самым крупным коммерческим и политическим российским проектом, осуществленным при участии Пхеньяна. В 2013 году были завершены предварительные работы по строительству 50-километрового участка от Хасана, последнего российского города перед пересечением реки Туманной до порта Раджин, таким образом, было реализовано соглашение 2008 года, подписанное между железнодорожным ведомством Северной Кореи и РЖД. Во время празднования этого события (в сентябре 2013 года) глава РЖД заявил, что цель строительства состоит в экспорте угля и импорте товаров из Южной Кореи и других азиатских стран. Он также сказал, что это сообщение было частью более амбициозного плана — железнодорожной линии между Европой и Азией, которая бы позволила осуществлять более скоростную транспортировку товаров по сравнению с морскими перевозками. Когда будет завершено строительство железнодорожного сообщения, Россия сможет перевозить большее количество грузов в контейнерах, используя порт. По прогнозам их объем может составить 5 миллионов тонн товаров в год. Самый крупный российский порт для экспорта угля — Восточный — находится на побережье Тихого океана. Его пропускная способность составляет 18 миллионов тонн в год. Вместе с портом Ванино после увеличения топливного экспорта в Азию они сейчас работают на пределе своих возможностей. Таким образом, использование порта Раджин принесло бы российскому экспорту большую выгоду, позволив в то же время разгрузить порты, расположенные немного севернее. Проект восстановления 53 километров железнодорожного полотна от станции Хасан (Россия) до порта Раджин (КНДР) был осуществлен в период с 2008 по 2014 год совместными усилиями РЖД и КНДР. Терминал порта Раджин был торжественно открыт в июле 2014 года, а в 2016 году было заявлено, что в рамках пилотного проекта российский уголь должен был по морю транспортироваться из Раджина в Южную Корею и Китай. В 2017 году по меньшей мере 2,4 миллиона тонн товаров, главным образом угля, можно было перевезти по железной дороге Хасан-Раджин. Три южнокорейские компании — «Поско» (Posco) — основной производитель стали, «Корейская железнодорожная корпорация» (Korea Railroad Corporation, Korail) и судостроительная компания «Хендэ Мерчант Марин» (Hyundai Merchant Marine Co) будут получать грузы, отправленные через Раджин. Вероятное возвращение в проект партнеров Южной Кореи может сыграть в нем важную роль, потому что изначально считалось, что они смогут принять в нем участие, так как он задумывался как трехсторонний (на данный момент он еще находится на стадии координации).

Первый теплоход из Северной Кореи прибыл во Владивосток

Со стороны Сеула, по всей видимости, произошли некоторые сдвиги: 24 ноября 2017 года прошла церемония открытия Центра поддержки корейских инвесторов во Владивостоке, что можно считать первым шагом к подобному сотрудничеству. Как говорят люди, задействованные в работе над этим проектом, до конца года планировалось организовать горячую телефонную линию, позволяющую инвесторам задавать вопросы о том, как они могут осуществить свои планы на российском Дальнем Востоке. На полях третьего Восточного экономического форума в сентябре этого года президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин пригласил Россию создать девять сфер сотрудничества, в том числе в транспортном, энергетическом и сельскохозяйственном секторах. Все страны-участницы считают этот проект очень важным, а Россия гордится тем, что сотрудничает с обоими корейскими правительствами. Вдобавок ко всему, при поставках угля через Раджин — Хасан южнокорейские потребители могли бы сэкономить до 15% на стоимости перевозки. Этот проект должен стимулировать региональную экономику благодаря свободной торговле и экономическому сотрудничеству в евразийском блоке, объединив снова железные дороги, связывающие обе Кореи, Китай и Россию. По мнению Людмилы Захаровой, эксперта по Корее из Института Дальнего Востока РАН, из-за запуска спутников и проведения ядерных испытаний Пхеньяном Сеул не вернется к этому проекту, по крайней мере, до 2018 года. По мнению бывшего министра иностранных дел Южной Кореи, Сеул и Москва могут обсудить другие возможные способы приступить к программе, исключая путь через Северную Корею, чтобы соблюсти санкции Совета Безопасности ООН. В заключение следует сказать, что благодаря этому проекту Пхеньян поддержит стабильные отношения с Россией и получит экономическое преимущество в виде платы за использование северокорейского порта. Таким образом, Пхеньян добьется более тесного сотрудничества с партнером, который станет для него альтернативой Китаю. Южная Корея после стабилизации отношений с Пхеньяном может получить весьма значительное экономическое преимущество за счет сообщения страны с Европой. Первое железнодорожное сообщение между Северной и Южной Кореей было официально завершено в июне 2003 года. На данный момент существует железная дорога, пересекающая границу на западном берегу, и, в случае улучшения отношений между двумя странами, движение по ней может стать очень интенсивным. Железнодорожная ветка на восточном побережье могла бы стать более коротким путем к главному порту Вонсан, Транссибирской магистрали и Владивостоку. Путь через западное побережье является самым удобным для того, чтобы добраться до Транскитайской железной дороги. Морской путь. Паром Раджин — Владивосток В мае 2017 года в Раджине появилось морское сообщение с Россией, в частности, с тихоокеанским портом Владивостока, несмотря на требование Соединенных Штатов в отношении всех стран сократить отношения с Пхеньяном. Российские перевозчики, отвечающие за морское сообщение, уже сообщили, что это коммерческая инициатива, но появление этой услуги совпадает с тем, что некоторые эксперты определяют, как попытку Пхеньяна наладить отношения с Москвой на случай, если его более близкий союзник Китай сократит торговые отношения с Северной Кореей по причине санкций. Сервис, по мнению перевозчиков, предназначен для китайских туристов, желающих морским путем добраться до порта Владивостока. По сообщениям из северокорейского агентства KCNA, этот сервис будет действовать на базе парома на маршруте Раджин — Владивосток и положительно повлияет на развитие морских перевозок, экономическое сотрудничество и туризм между двумя странами. Судно Mangyongbong эксплуатировалось в сообщении между Северной Кореей и Японией до того, как Токио закрыло этот маршрут в 2006 году после северокорейских ядерных испытаний. Паром может перевозить до 200 пассажиров и тысячи тонн груза шесть раз в месяц между Северной Кореей и Владивостоком. В России, особенно во Владивостоке, проживает одно из крупнейших в мире северокорейских сообществ за границей. Интерес к Северной Корее со стороны компаний в телекоммуникационном секторе Еще одним сектором, в котором Россия могла бы получить выгоду, является сфера телекоммуникаций. По данным американской исследовательской группы «38 Норт» (38 North) c 1 октября 2017 года российская телекоммуникационная компания «Транстелеком — ТТК» начала предоставлять Северной Корее услуги интернет-связи. Это соединение играет важную роль, потому что является вторым способом доступа к глобальной сети интернет в дополнение к единственному до этого использовавшемуся Пхеньяном «Star JV», который предоставлял китайский телекоммуникационный оператор «Чайна Уником» (China Unicom). Если не считать кратковременного перерыва в 2012 году и появления тогда спутникового оператора «Интелсат», начиная с 2010 года китайский провайдер был для северокорейцев единственным способом выхода во всемирную сеть. Новый способ связи с остальным миром предоставляет один из главных российских операторов в сфере телекоммуникаций «Транстелеком» благодаря тысячам километров оптоволокна, проложенного вдоль железнодорожного пути РЖД. По мнению группы «38 Норт», воспроизводящей карту «Транстелеком», это сообщение проходит через Владивосток и пересекает потом северокорейскую границу. Выводы Россия, как и другие сверхдержавы, играет основополагающую роль в поддержании мира и стабильности на мировом уровне, а также в продвижении мирных решений региональных проблем. Прибежать на помощь другу в тот момент, когда ты ему больше всего нужен — благородное чувство, но порой сам собой напрашивается вопрос, нет ли в этом стремлении какой-то корысти. В прошлом Россия была близка к Пхеньяну, но в данный момент создается впечатление, что она стремится заполнить пробел, который может остаться после выхода Китая из торговых отношений с Северной Кореей. Москва будет в любом случае использовать свою позицию в Совете Безопасности ООН, чтобы в дальнейшем не усугублять и без того уязвимое положение Пхеньяна, не участвуя в принятии каких-либо новых санкций в отношении Северной Кореи. С точки зрения геополитики, северокорейский кризис является для Кремля шансом внедриться в геополитическое пространство, в котором затронуты интересы США. Азиатско-Тихоокеанский регион является пульсирующим сердцем мировой экономики, где Китай и США пытаются оказывать стратегическое влияние. Москва хочет нарастить свое влияние в этом регионе, который становится все более важным с геополитической точки зрения, и должен стать той территорией, где определится новое соотношение сил в мире. Так речь идет о практичности, политической хитрости или о чем-то ином?

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Может ли Путин предотвратить войну между Израилем и Ираном? Bloomberg: в мире сделок моря перестали быть безопасным местом CSM: многих за рубежом устраивают еще четыре года Трампа В преддверии Дня оружейника Музей Победы приглашает на бесплатные оружейные мастер-классы Путин собирался перейти ко второму этапу войны

Последние новости