Впервые в истории современного олимпийского движения национальный олимпийский комитет был отстранен от участия в играх из-за допинга. Официальная российская сборная не сможет принять участия в Олимпиаде в Пхёнчхане, которая начнется 9 февраля. Научный сотрудник института международных и стратегических исследований и Университета Лозанны Пим Вершурен (Pim Verschuuren) анализирует сложившуюся ситуацию и поднятые ей вопросы.
— Зимние Олимпийские игры начинаются уже через несколько дней. Как Россия будет представлена на них? — Впервые в истории современного олимпийского движения национальный олимпийский комитет был отстранен от участия в играх из-за допинга. Как сообщили в МОК, российская сборная не может быть представлена на Олимпиаде в Пхёнчхане, которая начнется 9 февраля. Тем не менее некоторые российские спортсмены смогут участвовать при выполнении жестких условий: они не должны быть причастны к применению допинга в прошлом, и их должна утвердить независимая комиссия, в которой, кстати, заседает бывший министр спорта Франции Валери Фурнейрон (Valérie Fourneyron). Она подтверждает их участие в каждом отдельном случае. К настоящему моменту был принят список из 169 спортсменов. Каким бы ни было это число, спортсмены не будут выступать в российских цветах, а гимн России не будет звучать на церемонии награждения. Россияне примут участие в соревнованиях с официальным статусом «нейтральных» спортсменов. Кроме того, если они проявят готовность сотрудничать, то смогут коллективно появиться в национальных цветах на церемонии закрытия. Тем самым МОК создает возможность выхода из кризиса, который вот уже не первый год отравляет международный спорт. — Как все к этому пришло? — Скандал вокруг организованной в России системы допинга вот уже 3 года привлекает к себе внимание СМИ. За несколько дней до открытия Олимпиады в Рио-де-Жанейро в 2016 году, из-за выхода заказанного Всемирным антидопинговым агентством доклада Макларена о существовании в России организованной системы допинга (в частности в период зимней Олимпиады в Сочи) МОК было нужно принять непростое решение: ввести или нет коллективное наказание для России, отстранив всех россиян от участия? В комитете предпочли переложить эту ответственность на международные федерации и заказали собственное расследование. Это принятое в стесненных обстоятельствах решение навлекло на себя критику из-за масштабов и системного характера допинговых нарушений в России. Многие ведомства и представители мира спорта потребовали примерного наказания, посчитав, что на кону стоит доверие к олимпийскому движению. После Олимпиады в Рио МОК начал собственное расследование, что привело к появлению двух докладов в конце 2017 года. В докладе Шмитта отмечается, что допинг в России организовывался на государственном уровне с привлечением Министерства спорта и спецслужб, однако признается отсутствие доказательств причастности верхов власти, то есть самого президента Владимира Путина. Что касается доклада Освальда, он подтверждает выводы Макларена о фальсификации образцов мочи российских спортсменов во время Олимпиады в Сочи с помощью спецслужб. Этот факт подтверждается целым рядом источников, в том числе показаниями разоблачителей (в частности бывшего директора российской антидопинговой лаборатории Родченкова) и полученными в 2017 году лабораторными базами данных. Принятое 5 декабря 2016 года решение об отстранении Олимпийского комитета России от зимней Олимпиады в Южной Корее тоже навлекло на себя критику, так как МОК пошел на компромисс и предоставил спортсменам возможность участвовать на определенных условиях. Принцип нейтралитета в данном случае соблюдается не полностью, поскольку на форме спортсменов будет написано, что они из России. Это наводит на мысль о двойных стандартах в решениях МОК, поскольку в период отстранения Кувейта его спортсмены тоже участвовали под нейтральным флагом, но без указания страны. Кроме того, в эпоху отстранения ЮАР из-за апартеида выступавшим против сегрегации спортсменам было отказано в праве участвовать. Как бы то ни было, если принять во внимание спортивное и политическое влияние России, в МОК вероятно захотели прийти к устраивающему ее решению. Это свидетельствует о неоднородности этической политики организации. Необходимость учитывать стратегические и экономические интересы вынуждает МОК постоянно корректировать позицию по этому кризису. Так, всего за несколько дней до открытия Олимпиады в этом вопросе остается неопределенность, поскольку Спортивный арбитражный суд отменил дисциплинарные меры МОК в отношении 28 российских спортсменов. Комитет не согласился с этим решением и заявил, что спортсмены все равно не будут участвовать в Играх. CAS еще должен принять постановления по другим решениям МОК, однако ситуация в любом случае заставляет задуматься о том, кто сегодня руководит олимпийским движением, и какими интересами и критериями руководствуется.
— Что это за интересы и критерии? — Чтобы прийти к такому решению, МОК нужно было добиться равновесия между четырьмя источниками напряженности. Прежде всего, это касается геополитики. Последние 4-5 лет, особенно после начала украинского кризиса, между Западом и Россией нарастает напряженность. Организованный под эгидой государства допинг и скандал вокруг ФИФА (касается присвоения права на проведение Чемпионатов мира 2022 года Катару и 2018 года России) наложились на серьезные дипломатические разногласия. МОК необходимо лавировать между великими державами, которые обладают влиянием в спортивном движении. Далее, нужно отметить ведомственную напряженность. Международная спортивная система — вовсе не иерархическая и связная структура, во главе которой находится МОК. Нужно понимать, что тот представляет собой зарегистрированную в швейцарском праве ассоциацию, члены которой — не национальные олимпийские комитеты и не международные федерации, а просто спортивные чиновники. Международные федерации тоже управляются по швейцарскому праву, но в них входят национальные федерации. Национальные олимпийские комитеты и международные федерации юридически никак не связаны с МОК. Как бы то ни было, они признаются его частью и считаются представителями МОК в своих странах. Пусть МОК и называет себя головной структурой международного спорта, на самом деле он лишь организует зимние и летние Олимпиады и не контролирует спортивную систему. Организации вроде ФИФА независимы от него, а их отношения с ним складываются не лучшим образом. То же самое можно сказать и о МОК и ВАДА, которое является фондом по швейцарскому праву со штаб-квартирой в Монреале. В силу конвенции ЮНЕСКО, ВАДА контролируется и на 50% финансируется государствами и спортивным движением. Таким образом, спортивное руководство серьезно раздроблено, а позиция МОК по России представляет собой компромисс между теми органами, которые хотели бы наказать Россию более жестко и примерно (западные олимпийские комитеты и антидопинговые агентства), и теми, кто ближе к России и хотели бы более примирительной позиции (некоторые международные федерации). Другой момент касается руководства в спорте, а также отношений между частными спортивными институтами и рядом международных ведомств: на фоне роста числа скандалов в международном спорте многие деятели и ведомства требуют общей реформы спортивного руководства. Парламентская ассамблея Совета Европы недавно обнародовала доклад на эту тему и приняла резолюцию с требованием о проведении международной конвенции о руководстве в спорте, а также формировании международного агентства, которое бы взяло на себя контроль над прозрачностью и добросовестностью спортивных организаций. Кроме того, недавнее решение Европейской комиссии стало ударом по «монополии» федераций в их видах спорта и потенциально создало условия для формирования конкурирующих организаций. В условиях такого внешнего давления МОК нужно двигаться в сторону большей прозрачности, последовательности и контроля, чтобы не допустить повторения того, что мы увидели за последние годы, и, самое главное, ведомственной революции в спорте по инициативе государств. Наконец, касательно российского скандала, нельзя не отметить коммерческий аспект. Подобные происшествия вредят финансовым интересам и эффективности экономической модели Олимпийских игр. Исключение России или российский бойкот подорвали бы образ всеобщности, нейтралитета и аполитичности, который продвигает МОК. Пуристское представление Олимпиады в соответствии с обычаями Древней Греции становится инструментов в руках МОК и способствует продаже прав на трансляцию и подписанию спонсорских контрактов, в результате чего каждая Олимпиада приносит миллиарды евро. Попытки воздействовать на результаты и показатели спортсменов, а также политические конфликты становятся ударом по этому олимпийскому нарративу. Таким образом, МОК вынужден добиваться равновесия и идти на компромиссы, чтобы позволить Олимпиаде остаться самым громким спортивным событием в истории. Именно поэтому с начала российского скандала организацию бросает из стороны в сторону, и она постоянно вносит коррективы в зависимости от изменения ситуации и позиций внутри олимпийской системы и за ее пределами. Все это будет продолжаться и после Игр в Пхёнчхане.