Россия приступила к разработке собственной ракеты-носителя сверхтяжёлого класса, передаёт Popular Мechanics. Переживающая не лучший период своей космической программы, страна демонстрирует желание не отставать от других государств в развитии космической отрасли. Всего за несколько дней до того, как ракета Илона Маска Falcon Heavy взмыла в небо, Владимир Путин подписал указ, по которому Роскосмосу получил возможность разработать ракету, известную как «Сверхтяжёлая», чего российское космическое агентство ждало годами, отмечает Popular Мechanics. По словам издания, название ракеты с российского инженерного жаргонного языка можно перевести как «действительно большая ракета».
Новость о подписании президентом России указа о разработке ракеты в сверхтяжёлом классе, которая будет базироваться на космодроме Восточный, была опубликована в пятницу без особых фанфар.
Согласно сообщению Роскосмоса, компания «Энергия» станет основным разработчиком ракеты. При этом одним из ключевых подрядчиков проекта станет ракетно-космический центр «Прогресс», базирующийся в Самаре, где производятся ракеты «Союз».
По сути, те же компании отвечали за развитие советских ракет-носителей сверхтяжёлого класса H-1 и «Энергия» в 1980-х. В отличие от неудачи ракеты Н-1, «Энергия» совершила два весьма успешных полёта в 1987-м и 1988 году.
Именно при помощи ракеты-носителя «Энергия» был запущен космический корабль «Буран». Тогда этот корабль весом 100 тонн совершил полностью автоматизированную посадку на взлётно-посадочную полосу, став последним достижением СССР перед его распадом в 1991 году, сообщает издание.
С момента распада Советского Союза российские космические инженеры мечтали о восстановлении «Энергии» или разработке ещё лучшей ракеты. Они приблизились к перезапуску проекта в начале 2014 года, когда на волне успеха зимних Олимпийских игр в Сочи амбициозная программа исследования Луны должна была стать новой национальной задачей.
Однако этому не суждено было случиться: всего через несколько недель начался конфликт на востоке Украины, который вкупе с падением курса рубля и западными санкциямине позволили этой мечте воплотиться.
Пока Россия находилась в подвешенном состоянии, мир не стоял на месте. Американская компания, производитель космической техники SpaceX, разработала ракету-носитель сверхтяжёлого класса Falcon Heavy и планирует построить ещё более крупную BFR. НАСА продолжает разработку своей сверхтяжёлой ракеты-носителя SLS. Кроме того, Китай также проявляет всё больший интерес к крупным ракетам.
Кремль решил, что настало время пересмотреть свои «большие ракетные амбиции».
Подписание указа о разработке собственной сверхтяжёлой ракеты-носителя накануне запуска Falcon, — скорее всего, совпадение. Тем не менее это подчёркивает желание России догнать другие страны в формирующейся космической гонке. Этот «смелый и дорогостоящий» шаг Путина приходится не на самый удачный период для российской космической программы с бесконечной чередой неудач, с многолетними задержками проектов и коррупционными скандалами, которые демонстрируют признаки недееспособности космической отрасли страны, отмечает издание.
Однако на настоящий момент все усилия по исправлению ситуации дали неоднозначные результаты. И, как полагает издание, строительство собственной сверхтяжёлой ракеты-носителя — спорный способ решить проблему.
Несмотря на то что высококлассный дорогостоящий проект оживил бы проблемную отрасль, нет гарантий, что он завершится успешно, даже учитывая большой опыт России в освоении космоса.
А чтобы Роскосмос не возложил на себя слишком много, стратегия подразумевает постепенное воплощение мечты в жизнь. Во-первых, к 2022 году будет разработана ракета-носитель среднего класса «Союз-5» с использованием готовых двигателей. Следующим шагом станет сборка нескольких ступеней ракеты-носителя с корабля «Союз-5» вместе, чтобы сформировать основу ракеты. По словам Роскосмоса, если всё пойдет по плану, сверхтяжёлая ракета будет создана уже приблизительно к 2028 году.
Ожидается, что данная ракета будет способна доставлять 90 тонн груза на орбиту Земли и, по меньшей мере, 20 тонн на лунную орбиту. Для сравнения, SLS НАСА, как сообщается, сможет отправлять 70 тонн груза, а при внесении обновлений, запланированных для увеличения её грузоподъёмности, эта цифра возрастёт до 130 тонн.
Автор статьи задаётся вопросом: «Что же Россия будет делать с таким монстром?» По его мнению, ракета будет слишком большой, чтобы выполнять коммерческие или военные функции, поэтому без амбициозного и дорогостоящего полёта человека в космос она может разделить судьбу своих советских предшественников.
Поэтому в настоящее время российские инженеры занимаются проектированием лунной базы, а международное сотрудничество может помочь распределить расходы между различными партнёрами. Однако в нынешних политических условиях трудно что-либо сказать наверняка, отмечает автор.
Ожидается, что новая ракета высадится на поверхность Луны около 2030 года, сообщает Popular Мechanics.