Честно говоря, я несколько удивлен, что никто ещё не обвинил Владимира Путина в том, что именно он стоит за приходом к власти вновь избранного главы Прогрессивной Консервативной Партии Онтарио Дуга Форда. Форд, вероятно, самое близкое к Дональду Трампу, что может произвести Канада — то есть, кого-то в целом отвергнутого СМИ как популиста, хвастуна и незнайку.Тот факт, такие люди как-то ухитряются выиграть выборы, сбивает с толку большую часть наших комментаторов (и при том, что правящая в Онтарио Либеральная партия по опросам намного отстает, похоже, что Форд вскоре станет нашим новым премьером). После хаотичного, заполненного наркотиками поведения брата Дуга, Роба, на посту мэра Торонто, нормальному либеральному разумному наблюдателю трудно представить, что кто-либо ещё раз проголосует за представителя династии Фордов, не говоря уж о том, что то сможет стать руководителем крупнейшей провинции Канады. Аналогично, трудно было представить, что британцы могут проголосовать за «Брексит», американцы за Трампа, немцы за «Альтернативу для Германии» и тому подобное. Следовательно, должна быть какая-то внешняя сила, которую и стоит в этом винить. В нынешних условиях это означает Россию. Так что и успешное выступление движения «Пяти Звёзд» на всеобщих выборах в Италии на этой неделе вызвано пагубным влиянием России, и обсуждается скорее в таких терминах, которые подразумевают якобы неустанный рост влияния России, чем в терминах итальянской внутренней политики. Самым горячим было замечание бывшего американского представителя в ООН Саманты Пауэр, которая в понедельник написала в твите, что «За прошедшие два года Путин выиграл выборы в США, Австрии, Чехии и теперь Италии. Он также обеспечил Брексит и прекрасно провёл кампании во Франции и Германии». А сегодня в воскресном выпуске «Нью-Йорк Таймс» появилась заметка напротив редакционной статьи постоянного колумниста Фрэнка Бруни под заголовком «Италия бросила Америку. Ради России». Действия «Пяти Звёзд», пишет Бруни,
«Были отмечены, как триумф популизма. Но это был ещё и триумф Путина: доказательство того, что многие итальянцы нам изменили и заменили нас — на Россию».
Отдавая свои голоса итальянцы, конечно же, не думали о внутренних проблемах собственной страны, проблемах, связанных с крупномасштабной иммиграцией из Северной Африки или чём-то подобном — они думали о США и России, и отдавали голос за или против Владимира Путина. Или так все выглядит в странном мире Бруни-ленда. Мистер Бруни приводит слова редактора итальянской газеты «Ла Стампа», сказавшего ему: «Никто никогда не проводил подобного опроса, но я полагаю, что если бы вы спросили сегодня всех итальянцев, кто самый популярный иностранный руководитель во всей Италии, выиграл бы Путин». Я часто жаловался в блоге на отсутствие доказательств в заявлениях о России, и вот тут они у нас есть, на самом высоком уровне — опрос, который никто и никогда не проводил! Очевидно, правда. Бруни, надо отдать должное, понимает, что основания у него шаткие. Он признаёт:
«Уточним, ни призывы движения «Пяти Звёзд», ни призывы «Лиги» к итальянским избирателям не указывали на позицию в отношении к России. «Сколько итальянцев на самом деле положительно относятся к России?», спросил Роберто Д'Алимонте, известный итальянский политолог. «Я не видел никаких данных, и у меня есть сомнения». Более того, есть весьма практичные причины, чтобы итальянские политики занимали мягкую, дружелюбную позицию в отношении к России. Санкции отрезали российский рынок от итальянских производителей и фермеров, которые могли получать там хорошие прибыли».
Итак, вот что у нас тут — итальянцев не сильно волнует Россия, а Россия на самом деле не имеет никакого отношения к тому, как они проголосовали. Как же тогда это перешло в «Итальянцы бросили Америку ради России»? Ну, это же «Нью-Йорк Таймс», так что вы, возможно, угадали ответ — это всё вина Трампа. Проблема в том, что «Трамп определённо направил сигнал, что его намного меньше, чем предшественников, волнует то, чего хотят давние европейские союзники, вроде Италии». В результате, итальянцы его невзлюбили. Бруни продолжает:
«И когда они смотря на Трампа, что же они видят? Американского президента, который хвалится и иногда, кажется, намерен подражать автократам мира, начиная с Путина. Трамп не продвигает ценности — свободные рынки, открытые границы, гуманитарную помощь — которые связывали Соединённые Штаты и Западную Европу. Он делает крикливые заявления, хотя у него и нет достаточно практики, он менее изыскан, да и менее умеет сохранять спокойствие».
Столкнувшись с этим, итальянцы стали искать альтернативу, утверждает Бруни. И кто же это? Путин, очевидно же. В этом нет никакого смысла. Во-первых, Бруни уже признал, что в мыслях итальянцев России не было. И во-вторых, если то, что итальянцам не нравится в Трампе — то, что «он играет в хвастливую игру в превосходство, как Путин», то почему они решат, что Путин — «альтернатива» Трампу? Либо Трамп такой же как Путин, либо отличается — он не может быть и тем, и тем. Я уверен, что для интеллектуальных конструкций подобного рода есть какой-то технический термин, который ставит рядом две никак не связанные вещи, чтобы создать ложное впечатление об их связи в умах читателей. Если так, то я не знаю названия этого термина, но тут происходило именно это. Добавьте краткое утверждение, чтобы прояснить, что вы вроде как разумный человек, а затем повторяйте «Италия, Путин», «Италия, Путин», «Италия, Путин» достаточное количество раз, и люди начнут думать, что они действительно как-то связаны. В реальности такого нет. Американцы, канадцы, британцы, итальянцы и прочие, кто проголосовал за весьма неожиданных людей или цели, делают это по своим собственным причинам, которые не имеют никакого отношения к России. А когда пыль осядет и в Италии будет новое правительство, она будет оставаться членом НАТО, всё ещё членом ЕС и будет продолжать санкционную политику против России. Она будет зависима от России не более чем неделю назад, как останется и союзником Америки. Что, Италия «бросила Америку ради России»? Нет. Конечно же, нет.