Это вовсе не было совпадением, что Россия провела президентские выборы в воскресенье 18 марта, в четвертую годовщину присоединения Крымского полуострова. Выборы послужили театральным подтверждением огромной внутренней поддержки Владимира Путина, так же, как в свое время захват Крыма стал подтверждением его силы на международной арене. В состязании, лишенном подлинной конкуренции, количество голосов, отданных за Путина, по данным экзит-пулов около 73,9 процента, близко к порогу нерелевантности. Явка избирателей является более надежной мерой общественного одобрения, неодобрения или апатии, но официальные данные следует рассматривать с осторожностью. Впрочем, основной вопрос касается перспектив изменений в путинской России, как во внутренней, так и во внешней политике. Теперь он собирается оставаться в Кремле до 2024 года. Путин правит Россией уже 18 лет, то есть он уже обошел советского лидера Леонида Брежнева, который возглавлял КПСС и страну с 1964 по 1982 год. К концу правления Брежнева страну охватила тотальная атмосфера политического застоя и экономического распада. Молодое поколение недовольных режимом партийных чиновников, олицетворяемое Михаилом Горбачевым, с нетерпением ждало реформ. После прихода к власти в 1985 году они воспользовались своим шансом. Сегодня среди некоторых руководителей экономического блока и в отдельных слоях общества существует такое же мнение, что Россия выиграет от реформ. Перемены необходимы для повышения эффективности экономики, обеспечения большей социальной справедливости и устранения неопределенности в отношении того, как политическая система страны будет функционировать после ухода президента Путина. Но по нескольким причинам эти надежды не столь сильны, как в 1982 году. Для осуществления далеко идущих экономических реформ требуется прозрачность, объективность и верховенство закона, что, в свою очередь, будет угрожать существующим политическим и деловым элитам и правительственным чиновникам более низкого уровня. Обширная политическая реформа поставила бы под вопрос основной принцип президентства Путина, который заключается в том, что сильное государство, ограничивающее политический плюрализм и конкуренцию, является непременным условием для повышения статуса России на международной арене. Как и в начале восьмидесятых годов, сейчас наступил период высокой напряженности в отношениях между Москвой и западными странами. Горбачев хотел разморозить международный климат, а также осуществить ряд радикальных внутренних реформ. Сегодня практически ничего не указывает на то, что Путин разделяет какое-либо из этих намерений. Это можно объяснить тесной связью между внутренней и внешней политикой России, а также опытом восьмидесятых и девяностых годов. Для Путина и его сторонников урок эпохи Горбачева заключается в том, что либеральная реформа внутри страны и, как следствие, внешняя политика, ориентированная на сотрудничество с Западом, приводят к социальным потрясениям в стране и снижению международного статуса России. Это убеждение не только является неотъемлемой частью метода правления Владимира Путина, но и широко распространено среди российского общества. В ходе опроса, проведенного в декабре 2015 года, Левада-центр, самый авторитетный в России независимый социологический институт, выяснил, что лишь 11 процентов респондентов позитивно воспринимали президента СССР Михаила Горбачева и первого постсоветского президента России Бориса Ельцина. В политическом и экономическом аспектах, горбачевский и ельцинский периоды были самыми свободными в истории России, начиная с 20 годов прошлого столетия. Но это никак не влияет на сегодняшних россиян, включая многих представителей молодежи, у которых нет личных воспоминаний об этой эпохе. Какие бы изменения ни ожидали Россию в ближайшие шесть лет, вряд ли они будут похожи н а либерализацию конца восьмидесятых и начала девяностых годов.