В джинсах и куртке, за рулем оранжевого грузовика, Владимир Путин въехал 15 мая на новый мост, соединяющий Таманский полуостров на юге России с украинским керченским полуостровом в Крыму, аннексированном Москвой в марте 2014 года. Таким образом, президент России торжественно открыл 19-километровый мост — самый длинный в Европе — имеющий стратегическое значение для Москвы. По данным Кремля, автомобильное движение легкового и общественного транспорта начнется 16 мая, в то время как поезда планируется запустить к концу 2019 года. Крымский мост был построен за рекордные три года, дабы удовлетворить как практические, так и геополитические нужды России. Полуостров, расположенный на Черноморском и Азовском побережьях, соединяют с Украиной лишь несколько узких участков земли. «Согласно указу украинского правительства с 2016 года запрещена любая торговля с оккупированным Крымом», — говорит Татьяна Огаркова, международный координатор Украинского кризисного медиацентра. «На полуострове, который Украина перестала снабжать электроэнергией, не ходят поезда. Только автомобили могут пересекать условную границу». Пограничные пункты — незаконные с точки зрения международного права — значительно замедляет переход к остальному миру. Другими словами, полуостров был до сегодняшнего дня островом. Транспортировка имущества и людей возможна благодаря морским и воздушным соединениям. Дорогой и зависящий от климатических условий путь, которая приводит к инфляции и дефициту. По информации российских СМИ десять тысяч рабочих участвовали в строительстве моста, по которому, как планировалось, каждый день должно было проехать порядка 40 000 автомобилей и 50 поездов. На самом деле это два отдельных моста, на одном из которых располагается автострада, а на другом — два железнодорожных пути. Но во время своего визита в марте, за несколько дней до переизбрания на пост президента, Путин потребовал, чтобы мост был готов к маю, «чтобы люди могли им пользоваться в летний сезон». Возвращение туристов на полуостров является важной задачей для Кремля. Мегаструктура, пересекающая остров Тузла, представляла собой истинный вызов для комплексного проектирования. Следовало учитывать сейсмическую активность на подступах к Керченскому проливу. На его дне также находились археологические реликвии и мины времен Второй мировой войны, которые необходимо было извлечь. Зимой льдины Азовского моря представляли угрозу для опор моста. Кроме того, конструкция моста должна позволять судам проходить через пролив, единственный доступ к Азовскому морю.
Николай II хотел построить такой мост Все эти трудности далеко не новы. До Путина этот мост мечтали построить Сталин, Гитлер и даже Николай II. Во время Второй мировой войны было построено первое деревянное сооружение, разрушенное льдами. Эта идея вновь возникла в начале XXI века, рассматривались варианты российско-украинского партнерства, которые так ничем и не закончились. Такие технические характеристики могли отпугнуть любого подрядчика. Согласно привычной практике для проектов, считающихся стратегически важными, Владимир Путин обратился к Аркадию Ротенбергу, олигарху и близкому другу президента, с которым он в детстве вместе занимался дзюдо. Миллиардер, упоминаемый в "Панамском досье", сыграл важную роль в подготовке Олимпиады в Сочи в 2014 году. Магнат, попавший под европейские и американские санкции с 2014 года, после аннексии Крыма Россией, обладал всеми необходимыми атрибутами для того, чтобы Кремль предоставил в его распоряжение 3 миллиарда долларов, выделенных на подобную демонстрацию российского могущества США против моста США и Украина, пригрозили санкциями любой западной компании, которая примет участие в строительстве моста. В начале мая Нидерланды объявили о начале расследования по делу о предполагаемой причастности семи нидерландских компаний к строительству инженерного сооружения, что тоже подпадает под европейские санкции. Неудивительно, что во вторник США выступили против открытия моста. За океаном считают это попыткой Москвы закрепить незаконную аннексию территории, которая является частью Украины. «Строительство моста является напоминанием о настойчивом стремлении России нарушить международные законы», — говорится в заявлении пресс-секретаря госдепартамента США Хизер Хауэрт. Все санкции США, связанные с аннексией Крыма и направленные против отдельных лиц и субъектов, участвующих в строительстве моста, останутся в силе до тех пор, пока Россия не передаст контроль над полуостровом Украине. Европейский союз также осудил «новое нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины со стороны России», заявив, что строительство моста было направлено на продолжение принудительной интеграции незаконно аннексированного полуострова. Франция подчеркнула, что этот мост лишает Украину полного доступа и использования ее международно признанных территориальных вод. Лондон, со своей стороны, раскритиковал «новый пример опасного поведения России». «Мы продолжаем с нашими партнерами противодействовать аннексии, поддерживая санкции», — заявил государственный секретарь по иностранным делам Алан Дункан.