Как и США с Китаем, Россия нацелена использовать примирение в Корее в экономических целях. Через 17 километров общей границы Путин намерен перебросить мост, чтобы соединить два государства, избежав необходимости проезда через Китай. Это поможет не только облегчению поставок товаров, но и распространению российского влияния. В стратегическом отношении можно сравнить поведение России в отношении Северной Кореи с поведением Китая в отношении Сирии: поддержка союзника — с международной точки зрения позиция надежная, но при этом максимальное внимание уделяется возможности экономически использовать новую ситуацию. В случае с Китаем это реконструкция в Сирии. Кроме того, требуется некоторое уточнение: о том, что будет «потом», думает не только Россия. Соединенные Штаты, Южная Корея и, конечно, Китай уже задумались, как же максимально воспользоваться денуклеаризованной Кореей. Банально отметим, что Северная Корея, официально ставшая частью мирового дипломатического и экономического сообщества, вызывает неуемный интерес у всех, ведь она могла бы стать новым рынком сбыта и новым источником дешевой рабочей силы. В последние несколько дней Соединенные Штаты и новый госсекретарь допустили, что частным американским компаниям могут разрешить инвестировать в Северную Корею. То же самое сделала и Южная Корея: как раз на днях она заявила, что заинтересована возобновить экономические проекты в КНДР. По данным газеты «Гардиан» (Guardian), компания «Хендай» учредила «рабочую группу, занимающуюся изучением вопроса, как можно инвестировать в Северную Корею, в то время как в южнокорейское правительство приходит множество заявок по перезапуску промышленного региона Кэсон». Этот регион служит самым выразительным примером сотрудничества между КНДР и Южной Кореей: проект был запущен в 2004 году, и более 50 тысяч граждан Северной Кореи трудились здесь на предприятиях Юга. Однако в 2016 году промышленную зону закрыли. В числе проектов, как пишет «Гардиан: «Хендай занимается также изучением возможности восстановления туристической территории на горе Кумган, закрытой для иностранцев с 2008 года после убийства северокорейским солдатом южнокорейского туриста». Таким образом, ясно, что мирная Корея подразумевает также по меньшей мере ослабление санкций. Благодаря этому на поверхность может всплыть целый новый мир, в том числе и поддержка, которую Китай и Россия оказывали Северной Корее в последние годы, как раз чтобы обойти санкции — зачастую нелегальным образом. Что касается Москвы, то после периода значительного дипломатического оживления в 2017 году, неслучайно связываемого с неспособностью Китая оказать сдерживающее воздействие на Ким Чен Ына, в последнее время она сбавила темпы своего международного участия. Сложилось впечатление, что Россия занимается планированием собственной стратегии. В том числе и потому, что она будет действовать не одна. Как раз в понедельник, 14 мая, Китай заявил, что на ближайшем саммите Большой двадцатки, который по плану пройдет 17 мая в Аргентине, Россия и Китай обсудят также северокорейский вопрос. Эту информацию подтвердил высокопоставленный китайский дипломат. «Ядерная проблема полуострова является одним из наиболее важных вопросов стратегического сотрудничества между Китаем и Россией: на эту тему выступят министр иностранных дел Китая Ван И и его российский коллега Лавров на полях ближайшего саммита Большой двадцатки», — заявил заместитель главы департамента европейских и центральноазиатских дел Китая Лю Бин. В подтверждение этого заявления сразу же после исторической встречи Кима и Муна в Пханмунджоме российский президент Владимир Путин позвонил президенту Южной Кореи, уточнив, что Россия готова «способствовать сотрудничеству между Северной и Южной Кореей». В разговоре с Муном Путин подчеркнул, что «Россия готова помочь с трехсторонней инфраструктурой и энергетическими проектами корейского полуострова». Путинская стратегия ясна: несмотря на то, что Северная Корея занимает меньшую территорию по сравнению с Китаем, от России ее отделяют 17 километров общей границы. И вот первый потенциальный пример возобновленного экономического сотрудничества на основе инфраструктур с Северной Кореей: Москву и Пхеньян на данный момент действительно соединяет железнодорожный мост через реку Туманную. Инфраструктура под названием «Мост дружбы» была открыта в 1959 году, это базовое железнодорожное сообщение между Россией и Северной Кореей. Два государства уже давно обсуждают вопрос о строительстве моста, который позволил бы автотранспорту пересекать границу без необходимости проезда через Китай. «Между Китаем и Северной Кореей есть 23 автомобильных пропускных пункта, а с Россией — ни одного, — заявил в марте северокорейский министр Ро Ту Чоль, как приводит его слова новостное агентство „Нова" (Agenzia Nova). — На данный момент, когда мы ввозим товар из российского дальневосточного региона, мы делаем это не через границу с Россией, а через Китай. Это значительно удлиняет дорогу», — утверждает он. Но это еще не все: Северная Корея готова предоставить рабочих для строительства моста через границу с Россией, — об этом сообщили в российском министерстве по развитию Дальнего Востока. «В июне российские и северокорейские технические специалисты проведут переговоры по строительству автомобильного моста между двумя нашими странами, — рассказал заместитель министра Александр Крутиков, по сообщениям информационного агентства „РИА Новости". — Северная Корея предоставит рабочую силу и строительные материалы для реализации проекта, а Россия поставит необходимое оборудование», — добавил заместитель министра, отметив, что эксперты проведут все необходимые расчеты и назначат сроки, в которые будет завершено строительство моста. В начале этого года глава министерства Александр Галушка заявил, что департамент транспорта уже создал специальную рабочую группу для решения этого вопроса. Почему Россия так заинтересована в участии в реконструкции Северной Кореи? Согласно исследованию, опубликованному в мае Австралийским институтом стратегической политики (под названием «Путин и Северная Корея»), «более активное участие (в Северной Корее — прим. автора) даст российскому правительству нарастить вес в регионе, оказывать влияние на присутствие Соединенных Штатов на полуострове — а следовательно, и на непосредственных соседей России и на северо-востоке Азии — а также позволит президенту Владимиру Путину осуществить цели, связанные с масштабным присутствием в азиатском регионе». И наконец, констатируем факт: если решение корейского вопроса даже после встречи Трампа и Кима 12 июня в Сингапуре будет отложено до «переговоров вшестером», то на этих переговорах, очевидно, будет и Россия. Как следует из доклада Австралийского института стратегической политики, «если Кремль добьется успеха при участии в переговорах по безопасности на полуострове, международное сообщество должно быть готово: Москва безусловно потребует за это какую-то цену». В противном случае Москва, как представляется, уже готова еще и к сценарию без диалога вшестером: при таком раскладе перевес будет на стороне того, кто в этот период времени будет работать активнее.