В последнее время я часто приезжаю на Украину. Все началось в сентябре 2013-го, перед Революцией достоинства. Затем я стал ездить еще чаще. После революционных событий мне показалось, что Украина получила шанс стать серьезной либеральной демократией. Еще один — за менее чем 10 лет. Эта очень редкая возможность была потеряна во времена Оранжевой революции. И как по мне, это произошло, поскольку демократические силы уделяли мало времени реальной управленческой работе. Мало избавиться от коррумпированных авторитарных лидеров, нужно устанавливать демократические органы власти. Люди хотят демократии, а потому ожидают от власти ответственности, хотят, чтобы власть была прозрачной и подотчетной народу. Люди — самый ценный ресурс Украины. Когда я работал с УКУ, мы пытались обучать молодых лидеров, развивая их сеть по всей стране. Мы также пригласили трех украинских активистов на летнюю программу в Стэнфордский университет. Теперь ищем следующих трех. Только пребывая извне, человек может понять, что развитие демократии должно базироваться на человеческом капитале. Качество управления связано с качеством людей, которые в этой системе работают. Есть ли у них соответственная подготовка и практические знания? Нет, но главное иметь соответствующие ценности. Именно это мы пытаемся развивать в Стэнфорде. Лидерство — не вопрос одного человека, который будет вести за собой все общество. Нужно формировать общество единомышленников. Координировать свои действия и реализовать долгосрочные изменения в лучшую сторону. Одна из тех вещей, которых недостает Украине — это современное государство. То есть не политизированная бюрократия, а служба, где работали бы прекрасные технари и госслужащие, морально готовые представлять общественные, а не личные интересы. Это и есть современная демократия — такая, как в Великобритании, Дании, Японии или Южной Корее. Эти страны успешны, поскольку на госслужбе у них объективные, многосторонние и очень профессиональные люди. Украина все еще нуждается в этом. И эти страны достигли результата не просто благодаря созданию вузов, а благодаря обучению людей для госуправления, объединив реформу государственного управления с реформой высшего образования. Так произошло в Оксфорде и Кембридже в 50-х. Тогда же основали Лондонскую школу экономики и другие важные центры. Страна должна инвестировать в образовательные учреждения с конкретной целью — создать потенциал для действительно современного правительства. Нужно иметь элиту и в бюрократии, не только в бизнесе.