При подготовке саммита с российским президентом Владимиром Путиным, который пройдет 16 июля в Хельсинки, президент Дональд Трамп может в качестве прелюдии получить выгоду от скоординированного подхода Запада по отношению к России. Однако в настоящее время полемика внутри самого Запада является серьезным препятствием. На саммите НАТО, который будет проходить 11 — 12 июля, лидеры должны обсудить приоритеты и разработать ясную политику, особенно в отношении российской агрессии на Украине и в Грузии. При отсутствии такой позиции расклад карт у Трампа на переговорах с Путиным может быть ослаблен. Американо-российский саммит, если он будет соответствующим образом подготовлен и проведен, может послужить основой для улучшения нынешних напряженных отношений. Однако этот прогресс, частично, будет зависеть от того, считает ли Путин Запад единым и воспринимает ли он Трампа как политика, говорящего от его имени. Путин, вероятно, считает свидетельством наличия разногласий между Америкой и Европой тот факт, что Трамп отказался поддержать коммюнике проходившего 8 июня саммита группы G-7, а также его критику федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, премьер-министра Канады Джастина Трюдо и других лидеров. И Путин, скорее всего, попытается использовать это в своих попытках расколоть Запад и добиться уступок от Трампа, в том числе ослабления санкций. Европейцев беспокоит критика Трампа в адрес НАТО, Европейского Союза и Всемирной торговой организации (ВТО), а также то, что эта критика может означать для предстоящего саммита НАТО. Разногласия внутри Евросоюза также угрожают единству Запада. На днях популистское правительство в Италии отказалось принять судно с 629 мигрантами (ему затем было предоставлено право зайти в один из испанских портов), и в результате вновь разгорелся конфликт в Европе по поводу мигрантов. Ангела Меркель столкнулась с этой проблемой в Германии, и теперь она вынуждена прилагать большие усилия для сохранения своей коалиции. А Европейский Союз вновь пытается найти пути решения этой проблемы и перераспределения связанного с мигрантами бремени на все государства, входящие в его состав. Соединенное Королевство «не добилось существенного прогресса» по поводу границы с Ирландией после выхода из Европейского Союза. Президент Франции Макрон сравнил рост популизма во многих странах Европы с распространением «проказы». Соединенные Штаты и Россия имеют глубокие разногласия по нескольким главным вопросам, включая войну в Сирии и вмешательство в американские выборы 2016 года. Однако более важное значение для Запада имеют его действия, направленные на то, чтобы помешать России использовать принуждение для создания своей сферы влияния на постсоветском пространстве. На самом деле, российские вторжения и военная оккупация части территории Украины и Грузии являются основными причинами ухудшения отношений России с Западом. Эти кризисы должны получить приоритетное внимание на саммите Трампа и Путина, однако риск возможного использования России силы против других своих соседей тоже заслуживают обсуждения. Трамп может склонить Путина к проявлению большей сдержанности и предоставить своим дипломатам больше возможностей для разрешения конфликтов. Соединенные Штаты и Европа активно поддерживают суверенитет, независимость и территориальную целостность государств, возникших на обломках бывшего Советского Союза. Они предоставляют помощь для проведения реформ, а также призывают Москву к тому, чтобы она позволила своим соседям выбирать свое собственное направление внешней политики. Однако Кремль игнорирует подобные призывы. При обсуждении с Россией вопроса, связанного с ее решимостью относительно создания своей сферы влияния, единство Запада является важным. Оно позволяет поддерживать беспрецедентные санкции, введенные после захвата Россией Крыма и его аннексии, а также после развязывания войны на востоке Украины в 2014 году. Единство также помогает Западу защищать своих восточных членов с помощью размещенного на ротационной основе военного контингента. Что касается Украины, то российские силы и их ставленники в этом регионе ведут войну низкой интенсивности в Донбассе, жертвами которой уже стали более 10 тысяч человек. После проведения основательного расследования Голландия и Австралия пришли к выводу о том, что Россия несет ответственность за инцидент с самолетом рейса MH17 Малазийских авиалиний. Этот самолет был сбит в небе над Донбассом, и в результате погибли 298 человек. Москва продолжает отрицать свою ответственность. Возглавляемые Германией и Францией переговоры о прекращении боевых действий результата не дают — позиции сторон «сильно расходятся». Пока Москва не примет решения о выводе своих войск из Донбасса, использование там получивших мандат ООН миротворческих сил является маловероятным. В Грузии российские силы с 2008 года оккупируют Абхазию и Южную Осетию, когда Москва начала войну против своего южного соседа. Грузия провела значительные реформы, в том числе относительно поведения свободных и честных выборов, а также в области роста экономики и открытости. Из-за стремления Грузии вступить с НАТО эта страна превратилась в мишень для российской жесткой силы и пропаганды, однако Тбилиси ослабляет напряженность за счет практического сотрудничества. Российский туризм в Грузии растет высокими темпами, как и экспорт грузинского вина в Россию. Что касается Армении и Азербайджана, то Россия предпринимает мало усилий для разрешения тлеющего конфликта по поводу Нагорного Карабаха — изолированного армянского этнического региона на территории Азербайджана. Москва поставляет оружие обеим сторонам, а также имеет военную базу в Армении. В апреле нынешнего года увеличились риски возобновления боевых действий, и тогда Франция, Россия и Соединенные Штаты как сопредседатели Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе призвали стороны уважать соглашение о прекращении огня и отвода тяжелых вооружений от границы. В Молдавии российские силы оккупировали мятежный регион Приднестровье. 22 июня Генеральная ассамблея ООН призвала Россию вывести свои войска и военную технику без предварительных условий, однако Москва вряд ли откликнется на этот призыв. Военный альянс между Белоруссией и Россией остается прочным, однако Минск не уступил давлению со стороны Москвы и не позволил России создать военно-воздушную базу на своей территории. У Белоруссии имеются разногласия с Россией в области торговли, а также в том, что касается обеспечения безопасности на границе. В ответ на агрессию России против Украины президент Александр Лукашенко стал подогревать белорусский национализм и пытается улучшить отношения с Европой и Соединенными Штатами. Москва может попытаться сменить лидера страны, если Лукашенко будет проводить более независимую внешнюю политику. Соседи проявляют беспокойство не только по поводу военного давления со стороны России, но также в связи с теми рисками, которые могут возникнуть в процессе перехода власти. На предстоящем саммите Трамп может призвать Путина к тому, чтобы позволить этому перехода идти своим чередом без вмешательств извне. В мае в Армении произошла мирная смена власти после народных протестов и смещения пытавшегося удержаться у власти прежнего руководителя. Вскоре после прихода к власти новый премьер-министр Армении Никол Пашинян, бывший оппозиционный лидер, посетил Москву и подтвердил стратегические связи своей страны с Россией. Путин пожелал Пашиняну «успеха», хотя приход к власти в Армении нового лидера произошел с помощью восстания на низовом уровне, а Путин выступает против такого варианта смены власти в Грузии и на Украине. Москва, вероятно, не намерена проводить жесткую политику в отношении Армении, опасаясь того, что это может заставить местных политиков повернуться в стороны Запада, как это произошло в Грузии и на Украине. Кремль внимательно следит за событиями на этом стратегическом форпосте. В Узбекистане, после смерти в 2016 году в почтенном возрасте репрессивного лидера, новый президент Шавкат Мирзиеев предпринимает шаги, направленные на то, чтобы более широко открыть свою страну и сократить внутренние репрессии. Напряженность в отношениях с Москвой уменьшилась, однако Узбекистан не проявляет интереса к вступлению в региональные организации в области безопасности и экономики, в которых Россия занимает доминирующее положение. В Казахстане президент Нурсултан Назарбаев в течение многих лет умело взаимодействует с Москвой, но одновременно он приглашает западные, российские и китайские фирмы разрабатывать богатые минеральные и энергетические ресурсы страны. Несколько дней назад один высокопоставленный чиновник удивил наблюдателей своим заявлением о том, что президент Назарбаев, возможно, не будет принимать участие в выборах президента в 2020 году. Тем не менее, этот казахский лидер возглавляет сегодня национальной совет безопасности, и будет продолжать это делать даже по истечении срока своего президентства. Возможно, он хочет сделать так, чтобы передача некоторых властных полномочий не вызвала озабоченности в Кремле. Но почему правительство Соединенных Штатов должно проявлять беспокойство по поводу позиции России в отношении своих соседей? Если оставить в стороне страны Прибалтики, являющиеся членами НАТО, то можно сказать, что другие постсоветские государства вряд ли в ближайшее время станут по договору союзниками Соединенных Штатов. Более того, их торговля с Америкой является скромной по своему объему, а крупные американские инвестиции можно найти только в энергетику Каспийского региона. Ответить можно так: Европа и европейская безопасность затрагивают жизненно важные интересы Соединенных Штатов. Российская агрессия в Грузии и на Украине подорвала структуры мира в Европе, созданные после окончания холодной войны, и в результате возникло беспокойство по поводу того, что Москва может использовать силу в других местах против своих соседей. Западные санкции, вероятно, будут действовать до тех пор, пока Россия не выведет свои войска с Украины. Если Москва еще раз использует свою силу против кого-либо из своих соседей, то Запад может вновь ответить с помощью скоординированных санкций. Поскольку пока не ясно, пойдет ли на это Трамп, он может улучшить свои договорные позиции на саммите с Путиным за счет укрепления связей на саммите НАТО — особенно с лидерами Британии, Франции и Германии, — а также за счет поддержки с их стороны своей стратегии в отношении Путина. Кроме того, Трамп может попытаться более прочно объединить свою политику в отношении России со значительным двухпартийным консенсусом в Конгрессе. Сотрудничество особенно важно по вопросу об Украине, по которому Конгресс и ключевые американские союзники проявляют серьезную озабоченность. Подобный подход может помочь Трампу произвести впечатление на Путина и убедить его в том, что Запад будет продолжать активно выступать против действий, направленных на ослабление европейской безопасности, хотя Запад и сохраняет готовность привлечь Россию к решению проблем, представляющих взаимный интерес. Речь идет, в том числе, об уменьшении ядерной угрозы, о деятельности в Арктике, а также о поддержания работы Международной космической станции. Денис Корбой — приглашенный научный сотрудник лондонского Кингс-колледжа; ранее работал послом в Грузии и в Армении. Уильям Кортни — временный старший научный сотрудник независимого и некоммерческого исследовательского центра Rand Corporation; ранее был послом США в Казахстане, Грузии, а также членом американо-советской Комиссии по выполнению Договора о запрещении подземных испытаний ядерного оружия. Кеннет Яловиц — директор научной программы в области разрешения конфликтов Джорджтаунского университета, а также глобальный научный сотрудник Центра Вудро Вильсона; ранее был послом США в Белоруссии и в Грузии.