Россия, один из трех крупнейших производителей сырой нефти в мире, готовится к наиболее радикальным переменам в налогообложении нефтедобывающей сферы с 1999 года. Изменения, которые позволят отечественным производителям экспортировать нефть и нефтепродукты беспошлинно, при этом повысив их издержки на стадии добычи, должны получить зеленый свет от Владимира Путина к концу года и принести в бюджет столь необходимые средства для его многомиллиардного плана оживления слабой российской экономики.
Начиная со следующего года, Россия будет постепенно снижать экспортные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты до тех пор, пока они не будут полностью отменены в 2024 году. В то же время налоги на добычу нефти будут увеличиваться каждый раз на ту же сумму, чтобы общая налоговая нагрузка на производителей-экспортеров сохранялась на прежнем уровне. Для нефтепереработчиков это смещение налогов может оказаться более болезненным, поскольку оно повышает цену каждого барреля, который они перерабатывают. Чтобы компенсировать их убытки и не допустить повышения внутренних цен на топливо, правительство предложит налоговые льготы нескольким типам нефтеперерабатывающих заводов, включая сибирские предприятия, расположенные далеко от крупных портов, а также заводам, которые в период с 2016 по 2024 год инвестируют в модернизацию не менее 60 миллиардов рублей (950 миллионов долларов). Правительство также предложит некоторые послабления тем предприятиям, на которых доля высокооктанового бензина составляет не менее 10 процентов от общего объема выпуска, и нефтеперерабатывающим «дочкам» нефтедобывающих компаний, на которые распространяется действие западных санкций. Это означает, что практически все российские нефтяные компании получат налоговые льготы для своих нефтеперерабатывающих заводов. Предстоящая налоговая реформа – вторая попытка России отменить экспортные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты после аналогичных мер, предпринятых в 1996 году. В тот раз всего через три года после отмены пошлин, правительство вынуждено было возобновить их взимание, поскольку отчаянно нуждалось в средствах после финансового кризиса 1998 года.
На протяжении последнего десятилетия Россия продавала примерно половину добываемой нефти за рубежом. При этом, по данным Министерства энергетики, в 2017 году экспорт сырой нефти и конденсата составил 257 миллионов тонн, или около 5,2 миллионов баррелей в сутки. По словам заместителя главы министерства Павла Сорокина, эта доля вряд ли изменится в результате налоговой реформы, даже если упадет прибыль тех нефтеперерабатывающих заводов, которые не получат налоговых послаблений. По его оценке, такие нефтеперерабатывающие заводы перерабатывают от 15 до 17 миллионов тонн в год, и большинство из них не будет закрыто, так что лишь небольшая часть дополнительной нефти будет высвобождена для экспорта. На случай, если мировые цены на нефть вырастут более чем на 15 процентов за месяц, что сделает ее продажу за рубежом более привлекательной для российских производителей, законопроект предусматривает возможность восстановления экспортных пошлин, как на сырую нефть, так и на нефтепродукты. При этом размер пошлины на производство установлен на уровне 60 процентов от пошлины на экспорт нефти.
Благодаря налоговой реформе, нефть, которая наряду с природным газом является ключевым источником доходов российского бюджета, по расчетам Министерства финансов, добавит около 1 триллиона рублей в государственную казну на протяжении ближайших шести лет. Это привлекательная перспектива для правительства, которое начинает осуществлять 8-триллионный план оживления экономики, озвученный недавно президентом Владимиром Путиным. Пересмотр налогообложения нефтяной отрасли является частью более широкой программы фискальных реформ, которая включает также увеличение налога на добавленную стоимость и пенсионного возраста. Недавнее восстановление мировых цен на нефть привело к росту цен на бензин в мае и июне, что вызвало по всей России протесты за несколько недель до начала чемпионата мира по футболу. После заключения специального соглашения с ключевыми российскими производителями нефти о сохранении цен на топливо на прежнем уровне, правительство ускорило свою работу по созданию более стабильной правовой базы.
«От налоговой реформы выиграет российский бюджет, а убытки будут нести потребители, прежде всего члены Евразийского экономического союза, которым придется больше платить за российскую нефть и нефтепродукты», – сказал лондонский аналитик нефтяного рынка из компании Renaissance Capital Александр Бурганский. Российские торговые партнеры по ЕАЭС, главным образом Беларусь и Казахстан, сейчас получают российскую нефть беспошлинно и уплачивают экспортную пошлину только за топливо, которое они впоследствии производят на своих нефтеперерабатывающих предприятиях и перепродают за пределами Евразийского союза. По оценкам Минфина России, эти беспошлинные поставки обходятся России примерно в 140 миллиардов рублей в год. Как только новая система налогообложения вступит в силу, потребители будут платить за нефть такую цену, которая учитывает более высокий налог на добычу. Для российских нефтяных гигантов, по словам Бурганского, последствия налоговых изменений будут в основном нейтральными. Эксперт не предвидит никакого существенного влияния реформы на их доходы. В заключение, напомним, что налоговая реформа является крупнейшей проблемой для российской нефтяной индустрии после новой сделки с ОПЕК. При условии дальнейшего роста мировых цен, российский Фонд благосостояния может увеличиться вдвое за период до 2021 года.