На Всероссийском фестивале науки NAUKA0+ будет впервые представлена новая реконструкция внешности 30 000-летних Нomo sapiens.
Студия Visual Science и Институт этнологии и антропологии РАН при поддержке «Всероссийского Фестиваля науки «Nauka 0+» создали новую реконструкцию внешности древних людей из Сунгиря — представителей Homo sapiens. Сунгирь — самое северное палеолитическое поселение первых людей современного типа в Европе. Его обитатели считаются возможными предками нынешних восточных и северных европейцев. Теперь сунгирцев можно увидеть «вживую» — в научно достоверной 3D VR-анимации. Визуализация выполнена на основе черепов двух детей — 10 и 13 лет, найденных в захоронении в Сунгире, и предыдущих реконструкциях внешности людей из поселения.
Что такое Сунгирь?
• В настоящий момент Сунгирь считается наиболее северным доисторическим поселением Homo sapiens в Европе. Археологи начали раскопки стоянки во Владимирской области в 1956 году. По мнению специалистов, Сунгирь был сезонным охотничьим лагерем.
• На месте поселения найдено более 80 тысяч предметов культуры и быта, сделанных в основном из костей и бивней мамонта, камня и клыков песца. Среди находок — украшения и декоративные объекты: бусины, подвески, зооморфные фигурки, гравировки. Одежду людей из Сунгиря можно считать отправной точкой в истории костюма арктического типа.
• В Сунгире обнаружили останки девяти человек, в том числе и упомянутых детей 10 и 13 лет — их захоронение дошло до нас в особенно хорошем состоянии. Изучение находок в течение последних 60 лет позволило накопить значительный объем антропологических данных, тем самым уточнив наши представления об эволюции человека и расселении представителей Homo sapiens по территории Европы. Кроме того, найденные артефакты углубили знания ученых об инструментах, которыми владели люди 30 тысяч лет назад.
Компьютерное моделирование внешности жителей Сунгиря проводилось с применением современных технологий реконструкции лиц, а также на основании данных лазерного сканирования и высокоточной фотосъемки черепов из захоронения. VR-анимация показывает процесс реконструкции и визуализации слой за слоем: разметку реперных точек на черепах, наложение мягких тканей головы, воссоздание хрящей носа и ушей и, наконец, появление финального «живого» 3D-портрета.
При реконструкции внешности учитывались результаты исследования останков и других находок в Сунгире за последние 60 лет. Компьютерное моделирование основывалось на скульптурной визуализации детей из Сунгиря, созданной по методике ученого Михаила Герасимова.
«В середине XX века Михаил Герасимов создал первый научно обоснованный метод антропологической реконструкции лица человека по черепу. Он был основан на представлении о том, что существует соподчиненность формы лицевого скелета и элементов внешности. Применяемые Герасимовым анатомический и рентгенографический методы позволили не только разработать эталоны толщины мягких тканей по линии профиля, но и обнаружить закономерность в распределении толщины этих тканей в зависимости от степени развития рельефа черепа. Строение отдельных деталей лица определялось индивидуальными морфологическими особенностями черепа. Ученики Герасимова разработали техники восстановления носа и ушей. Степень приближения реконструкции к подлинности была проверена целым рядом работ по восстановлению лиц современных людей, прижизненное изображение которых сохранилось. Методика была апробирована главным образом на криминалистическом материале. Метод Герасимова до сих пор применяется в России, Европе и США. В последнее время проводить реконструкцию стало проще благодаря появлению ультразвукового сканирования и томографии», — поясняет Сергей Васильев, доктор исторических наук, заведующий отделом физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН.
«Мы считаем, что сочетание научного подхода и возможностей компьютерной графики — мощный инструмент, помогающий вызвать у детей интерес к науке. Безусловно, изучение Сунгиря имеет мировое значение. Богатство одежды жителей поселения и найденные декоративные элементы показывают, насколько были развиты культура и ремесленное мастерство 30 тысяч лет назад. Современные техники визуализации, которые мы использовали в работе, дали возможность восстановить даже мельчайшие исторические детали и представить научные данные в формате, который понятен широкой аудитории», — рассказывает Иван Константинов, руководитель Visual Science.