По словам высокопоставленного сотрудника Береговой охраны США, новая стратегия этой службы, входящей в состав Министерства внутренней безопасности, предусматривает модернизацию кораблей, самолетов и автономных систем с целью «распространить суверенитет Америки» на арктический регион, где все более активно действуют Россия и Китай. Командующий Береговой охраной США адмирал Карл Шульц заявил в интервью газете The Washington Post, что нынешняя смена курса «несколько отличается» от того, что происходило прежде. «Мы хотим, чтобы Арктика оставалась мирной зоной, где мы могли бы сотрудничать с государствами-партнерами, разделяющими общие интересы, на основе четких и прозрачных правил, – сказал он. – Но я думаю, если вы посмотрите на то, что происходит в Арктике сегодня, то легко убедитесь, что имеет место несколько иная тенденция. Это требует смены политики с небольшим акцентом на проецирование силы». Подпись к изображению: Ледокол Береговой охраны США Healy в Северном Ледовитом океане, 29 июля 2017 года Опубликованный на днях 48-страничный документ отражает серьезную обеспокоенность Вашингтона по поводу действий Китая и России в Арктике. По всей видимости, из этой обеспокоенности будет исходить и Министерство обороны, которое, по указанию Конгресса США также готовит собственную арктическую стратегию. Согласно сообщениям, стратегия Пентагона быть представлена законодателям в июне нынешнего года. Китай, несмотря на свое географическое положение, в 2018 году объявил себя «почти арктическим государством» и начал строительство ледокольных судов. Пекин заявил о своем намерении построить «Полярный шелковый путь», по которому товары можно будет доставлять из Китая в Европу по Северному морскому пути, поскольку ледяной покров в Северном Ледовитом океане уменьшается. Россия также уделяет Арктике все больше внимания, расширяя свой ледокольный флот, который уже сегодня начитывает более 40 судов, восстанавливая военные базы времен холодной войны за Полярным кругом, и разрабатывая планы размещения на некоторых из этих баз современных зенитно-ракетных комплексов. Береговая охрана США, как часть Министерства внутренней безопасности, вряд ли будет играть решающую роль, если в Арктике когда-либо разразится прямой вооруженный конфликт. Однако, ведомство подчеркивает в своей новой стратегии осознанную необходимость «пересмотреть существующие принципы действия береговой охраны, чтобы максимизировать эффективность наиболее мощных активов», предположительно, принадлежащих Министерству обороны. «Береговая охрана готова сделать совместные операции с другими службами, межведомственными и смежными партнерами, основным элементом текущих и будущих оперативных планов», – говорится в Стратегии. У Береговой охраны в настоящее время имеется только два надводных корабля, способных передвигаться в покрытых льдом районах Арктики, а у Военно-морских сил нет ни одного такого судна. Президент Трамп и Конгресс одобрили выделение 655 миллионов долларов на строительство первого ледокола, который командование Береговой охраны рассматривает в качестве элемента будущего нового флота, состоящего из шести полярных кораблей морской пограничной охраны. Однако, служба также выдвигает на первый план ряд других потребностей, которые она видит в регионе, и в частности – усовершенствование систем связи. Стратегия призывает к проведению жесткой политики в отношении «конкурентов», которые не уважают «международный порядок». «Ключевым элементом стратегии наших конкурентов является участие в действиях, которые ослабляют и подрывают международный порядок, основанный на принципах свободного и открытого морского пространства, – говорится в документе. – Они делают это под прикрытием тумана неопределенности, который затрудняет эффективный и своевременный ответ на подобные действия. Четкие и общепринятые нормы в сочетании с прозрачностью могут рассеять этот туман». В Стратегии не упоминается фраза «климатические изменения», поскольку эта тема является политически чувствительной, учитывая нескрываемый скептицизм президента Дональда Трампа по поводу глобального потепления. Однако, в документе подчеркивается, что «сокращение зоны постоянного морского ледяного покрова обнажило прибрежные границы и способствовало росту экономической и иной активности в Арктике». Потепление в Арктике привело к более продолжительному и более масштабному таянию льдов, освобождающему пути для навигации. «С 2006 по 2018 год на спутниковых снимках зафиксировано 12 рекордов таяния арктических льдов», – говорится в документе.
Загрузка...
Загрузка...