В материалах дела против Марии Бутиной, россиянки, обвиняемой в том, что она являлась тайным агентом иностранного государства, в качестве одного из лиц, с которыми она контактировала, фигурирует «гражданин США № 2». Как следует из интервью и официальных документов, эти человеком является Джордж О'Нил-младший (George O'Neill Jr.), наследник Рокфеллера и писатель, придерживающийся консервативных взглядов.
В материалах судебного дела говорится, что Бутина обсуждала с американцами идею проведения «дружеских ужинов» с целью объединить русских с американцами, принимающими активное участие в политической жизни. Один из этих американцев, по словам стороны обвинения, организовал такой ужин в феврале 2017 года — перед национальным молитвенным завтраком.
Джордж О'Нил, наследник состояния семьи Рокфеллеров и решительный сторонник более тесных связей с Россией, подтвердил в колонке журнала, что проводил это мероприятие. Как следует из материалов дела, Мария Бутина сообщила ему, что «создание этого канала связи» одобрил представитель администрации президента России Владимира Путина.
Джордж О'Нил, которому никаких обвинений в правонарушениях предъявлено не было, на электронные письма и телефонные сообщения не отвечает. В материалах судебного дела его имя не называется — он в них фигурирует как «гражданин США № 2».
«Все, что нам было нужно — это „да" со стороны Путина. Остальное проще», — сказала (согласно материалам судебного дела) Бутина О'Нилу, явно пытаясь озвучить одобрение российскими властями создания тайного канала связи между американцами и русскими форме мероприятий, подобных этому ужину.
Причастность к делу О'Нила позволяет получить более полную картину деятельности Бутиной в США. Как писала ранее газета «Уолл-стрит джорнал» (Wall Street Journal), Бутина также сотрудничала с Полом Эриксоном (Paul Erickson), консерватором из Южной Дакоты, прошлое которого отмечено непогашенными долгами и обвинениями в мошенничестве и который в деле, возбужденном против россиянки, фигурирует как «гражданин США № 1».
Как следует из материалов дела, О'Нил и Эриксон упоминались в одних и тех же электронных письмах вместе с Бутиной. Ни на письма, ни на телефонные сообщения Эриксон не отвечает.
В преддверии встречи президента Дональда Трампа с Владимиром Путиным в начале этого месяца О'Нил в своей колонке в журнале утверждал, что Россия может быть «конструктивным партнером», взаимодействуя с США с целью «прекращения их расточительных войн». Он основал группу для лоббирования «реалистичной и сдержанной внешней политики» и в прошлом году перед молитвенным завтраком организовал ужин для нескольких российских чиновников, законодателей-республиканцев и других лиц.
Этот ужин, о котором в прошлом году писал журнал «Тайм» (Time), стал одним из факторов в деле против Бутиной, которая с момента своего ареста 15 июля находится в тюрьме в ожидании суда по обвинению в том, что она была незарегистрированным иностранным агентом. В прошлогодней статье в журнале «Американский консерватор» (American Conservative), О'Нил, являющийся членом совета директоров организации, которая издает этот журнал, рассказал о своей причастности к этому ужину.
«Несколько месяцев назад я организовал ужин на Капитолийском холме, в котором приняли участие некоторые бывшие и нынешние российские чиновники и ряд видных американских республиканцев и консерваторов, в том числе два конгрессмена, один консервативный издатель журнала, некоторые журналисты и другие», — написал О'Нил в своей статье 24 апреля 2017 года.
В ответ на просьбу о комментарии ответственный редактор организации Келли Влахос (Kelley Beaucar Vlahos) заявил, что журнал «Американский консерватор» не финансировал и не спонсировал ужин, упомянутый в колонке Джорджа О'Нила.
Согласно обвинениям, выдвинутым против Марии Бутиной, она налаживала связи с американскими консерваторами, особенно членами Национальной стрелковой ассоциации (НСА), поскольку она якобы пыталась создать «тайный канал» связи в надежде проникнуть в «американские госструктуры, в которых принимаются решения, с целью продвижения повестки дня» России. Представители НСА на вопросы не ответили.
Бутина, адвокат которой называет предъявляемые ей обвинения «надуманными», виновной себя не признает.
В среду Мария Бутина, одетая в оранжевую тюремную форму, присутствовала на кратком судебном заседании в Вашингтоне, сидя рядом со своим адвокатом. Во время заседания сторона обвинения обратилась к федеральному судье с просьбой издать «охранный приказ» по материалам судебного дела во избежание разглашения информации.
По словам помощника федерального прокурора Томаса Сондерса (Thomas Saunders), у стороны обвинения имеется более 1,5 миллиона файлов для передачи для ознакомления команде защиты Бутиной, но прокуроры хотят достичь соглашения со стороной защиты, согласно которому материалы не должны предаваться огласке. Он обвинил адвоката Бутиной в том, что тот общался прессой по этому делу, в том числе давал комментарии, что является нарушением местных правовых норм.
Адвокат Марии Бутиной Роберт Дрисколл (Robert Driscoll) заявил, что должен выразить несогласие в отношении ложного толкования дела на публике. Он выступил за то, чтобы Бутиной были возвращены файлы, изъятые из ее компьютера представителями ФБР, а также другие документы, заявив, что она должна иметь возможность распоряжаться своими собственными документами как хочет.
Окружной судья США Таня Чуткан (Tanya Chutkan) сказала на слушании, что ей необходимо вынести какое-то охранное предписание, в том числе в отношении документов Бутиной. Их принадлежность, по словам судьи Чуткан, «не предусматривает какой-либо защиты».
Ужин, организованный в феврале 2017 года Джорджем О'Нилом, стал одной из встреч, связанных с национальным молитвенным завтраком 2017 года, ежегодным мероприятием, проводимом в Вашингтоне, на котором присутствуют высокопоставленные политические деятели.
Согласно документам ФБР, несколько дней спустя Мария Бутина отправила О'Нилу электронное письмо, в котором поблагодарила его. В письме она написала: «Наша делегация, не переставая, говорит о вашем замечательном ужине».
«Мой дорогой президент получил „сообщение" о… вашем конструктивном и любезном внимании к россиянам», — сказала ему Бутина (согласно документу, представленному ФБР).
Второго февраля 2017 Бутина опубликовала в «Фейсбуке» пост с фотографиями, на которых была запечатлена она и другие люди, присутствовавшие на национальном молитвенном завтраке, и описанием многих «важных встреч» с американскими законодателями и с «Рокфеллером» — вероятно речь шла об О'Ниле.
Мария Бутина сказала О'Нилу, что он «произвел большое впечатление» на Александра Торшина, одного из ее главных покровителей в России, и заверила его, что «русские поддержат действия с нашей стороны».
Имя Александра Торшина, заместителя председателя Центрального Банка России, в материалах судебного дела не упоминается, но, судя по подробному описанию этого человека, абсолютно ясно, о ком идет речь. В апреле он попал под санкции США.
68-летний Джордж О'Нил является правнуком Джона Рокфеллера-младшего и участвовал в организации президентской кампании Пэта Бьюкенена (Pat Buchanan) в 1992 году. А Эриксон, партнер Марии Бутиной, был политическим директором избирательного штаба Бьюкенена.
Совсем недавно О'Нил занимался антивоенными вопросами, основав ныне несуществующую организацию под названием «Вернись домой, Америка» (Come Home America) и создал новый проект под названием «Комитет по ответственной внешней политике» (Committee for Responsible Foreign Policy). Другой чиновник из комитета, Уильям Долбоу (William Dolbow), от комментариев отказался.
Джордж О'Нил числится в списке советников на веб-сайте международной организации Conservation Council of Nations, занимающейся природоохранной деятельностью. Представители этой некоммерческой организации, которая утверждает, что ее целью является продвижение лидерства США в области международной природоохранной деятельности, на электронные письма с просьбой о комментариях не ответили.
Согласно биографическим данным, приведенным на этом сайте, Джордж О'Нил — художник и живет в городе Лейк Уэльс в штате Флорида.