На Старой сцене «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Lегкое дыхание». Его поставил худрук театра, режиссер Евгений Каменькович. В основе спектакля – пьеса известного драматурга Петра Гладилина «Смерть под парусом».
Так прозвали когда-то курильщики забористые кубинские сигареты. И потому программка к спектаклю напоминает сине-белую прямоугольную пачку (по традиции, программки к спектаклям «Мастерской» выполняются по проектам тех художников, которые оформляют спектакли, они не повторяют одна другую по конфигурации). Посреди сцены установлен стеклянный куб с вытяжкой – зона для курения, как в аэропортах. В эпоху борьбы со всеми мыслимыми вредными привычками такое плотное погружение зрителя в клубы дыма (даже ненастоящего) может вызвать упреки в провокации. Но, во-первых, провокация давно вошла в арсенал средств воздействия на театрального зрителя, а, во-вторых, мало-мальски внимательный зритель сразу поймет, что это не история о вреде курения.
Это история о вреде фанатичного следования идее. Главный герой с детства охвачен ненавистью к курильщикам и с пылом миссионера рассказывает людям о том, как прекрасна жизнь без табачного дыма. Если рассказы не действуют (а они практически никогда не действуют), он переходит к запугиванию и угрозам. Люди не любят зануд и менторов. Иногда до такой степени не любят, что способны сбросить долдона с поезда. Тот останется на годы хромым, но от взглядов своих не откажется...
Спектакль играется силами пяти молодых актеров, но персонажей в нем много больше. Каждому исполнителю, кроме Юрия Титова (он играет неутомимого борца с курением), доводится не раз переодеться и вынырнуть на сцену в новом образе. В пьесе прослежена едва ли не вся жизнь героя, с молодости до самого конца. Он идет по этой жизни, решительно отсекая курящих людей – даже близких. Любимая курит тайком по сигарете в день? Такая недостойна быть спутницей жизни! Дочь затягивается в школьном дворе, а папе врет, что не курит? Никакой пощады такой дочери, и пусть ненавидит папу, который прав! «Хочешь нас всех пережить, что ли?» - подкалывает героя попутчик в поезде. «Хочу. И не скрываю!» - на полном серьезе отвечает он. Черный юмор этой истории состоит в том, что завершается она ровно как в присказке «Кто не курит и не пьет – тот здоровеньким помрет». Жизнь прошла в борьбе за долголетие, но кончилась все равно смертью. О качестве такой жизни судите сами.
Спектаклю еще предстоит «настояться» и обрести плавность переходов от эпизода к эпизоду. Но уже сейчас можно отметить работы актрис Полины Айрапетовой и Веры Строковой – не конкретные «роли» (их у каждой тут несколько), а именно способность ловко менять маски, быстро и точно лепить образы попутчиц главного героя. Например, Вере Строковой приходится совершать кульбиты, становясь то шепелявой школьницей в кедах, то проституткой в салоне «Мятный носорог»... У Айрапетовой – целая галерея возлюбленных героя, среди которых, например, колоритная тренерша в пирсинге и татуировках – она искренне хочет пойти по жизни с перспективным мужчиной, но тот умудряется и ей просверлить мозг своими лекциями о вреде курения.