«Папа, а эти танки нужны, чтобы война была?» «Нет, чтобы ее не было». Такой диалог я услышала в прошлом году на Крещатике во время парада ко дню Независимости. Слово «война», большинству из нас известное разве что по учебникам да книгам, стало неотъемлемой частью современной украинской жизни. За эти пять лет в стране изменилось многое, но самое, пожалуй, внушительное перевоплощение произошло с украинской армией — теперь служить стало престижно, а сам институт вооруженных сил начал пользоваться небывалым ранее авторитетом среди граждан. Парад — это повод гордиться теми, кто нас защищает.
Но каждый год накануне его проведения в обществе вспыхивают яростные перепалки относительно того, зачем эта показуха нужна. Мол, если уж генералам так хочется покрасоваться перед выстроенным в линейку военными, так пусть едут на фронт. У нас, кстати, очень модно теперь стало «отправлять на передок». Громкое ДТП? Отправить виновника воевать! Вопиющий случай коррупции? Послать в «серую зону» — там не забалует! Резонансное убийство? Всех немедленно в камуфляж и на Восток! Будто охранять мирную жизнь страны с оружием в руках — страшное наказание. И парад — один из способов напомнить о том, что служат там не сосланные с глаз людских вредители, а настоящие профессионалы.
Впрочем, репутация парадов ко дню Независимости изрядно пострадала именно с началом войны: оказалось, что военное руководство страны в 2014-м принимало парад, зная о том, что в зоне АТО началось масштабное российское вторжение в районе Амвросиевки. Результатом этой операции стал Иловайский котел, в котором погибло несколько сотен украинских воинов. Что на самом деле случилось тогда под Иловайском, до сих пор неизвестно. Может, мы никогда и не узнаем о настоящем положении вещей. Но то, что парад принимали в то самое время, как украинцев брали в окружение, было воспринято как настоящее кощунство. И у парада появился неприятный шлейф, растянувшийся на несколько лет.
Но сегодня парад — это повод вообще напомнить стране о войне. Ведь, положа руку на сердце, стоит признать: страна разделилась на тех, кто живет фронтом, и тех, кто о нем постепенно забывает. Отчасти это можно объяснить усталостью, отчасти — отсутствием развития ситуации на Востоке. Но интерес к делам военным со стороны гражданского населения неумолимо гаснет. «Военные и техника на параде — это демонстрация сил, которые будут защищать власть от народа», — утверждают злопыхатели. Получается, танки на Крещатике должны испугать не агрессора, а сотни детишек, которые, кажется, радуются параду больше всех. К тому же, нынешняя власть прекрасно понимает, что как метод устрашения оружие не сработает — во время Революции Достоинства именно первая кровь стала началом стремительного конца времен Януковича. И никого тогда не смущали ни водометы, ни ружья «Беркута».
А еще парад — это демонстрация того, что наша армия не просто жива, но и развивается. Новое обмундирование, новое оружие, новая техника — именно на параде миллионы граждан страны своими глазами видят, кто и с чем их защищает. «Это очень важно для каждого военного, потому что это в своем роде отчет перед обществом», — считает министр обороны Степан Полторак.
В этом году в военном параде примет участие 4500 военнослужащих и 250 единиц военной техники. Не исключено, что участие в параде примет и авиация. И еще одна важная деталь: впервые в этом году на параде будет маршировать отдельная коробка женщин-военнослужащих.
Долгое время конфликтным вопросом было присутствие тяжелой техники на Крещатике: жива была в памяти история о том, как гусеницы изуродовали свежеуложенный асфальт на центральной улице столицы. Впрочем, военные успокаивают: портить городское имущество никто не собирается — техника, которая может повредить асфальт, будет передвигаться на тралах или в резиновых накладках. Причем зрители увидят не только технику, которая уже состоит на вооружении, но и образцы, которые проходят государственные испытания. Благо, в этом направлении за последние годы страна сделала огромный рывок.
Как и в другом направлении — осознании того, что Украина началась задолго до образования СССР. В прошлом году парад начался с прохождения двух групп с копиями Боевых знамен военных подразделений армии УНР — знамена 1-го Украинского полка им. Б.Хмельницкого, созданного из добровольцев в 1917-м, и знамена Третьей железной дивизии армии УНР. В прошлом году парад посвятили именно 100-летию создания украинских вооруженных сил.
В этом же году проведут своеобразную «декоммунизацию» традиционного армейского приветствия — теперь военные будут говорить «Слава Украине!»-«Героям слава!». Вокруг этого решения тут же разгорелась дискуссия. Мол, менять обращение «здравствуйте, товарищ полковник» конечно, надо, но сперва ж требуется подумать, на что именно менять. «Пан полковник» плохо — паны, мол. рабочий класс угнетали все время, а казацкие звания в современной армии тоже как-то несуразно выглядят. Видимо, предвидя тот факт, что дискуссия по украинской традиции будет долгой, насыщенной, но практически бесполезной, в Минобороны и решили узаконить «Слава Украине».
Парад ко Дню независимости 24 августа 2018-го обещает быть самым грандиозным за последние 27 лет. Так зачем, все таки, его проводить? Как минимум для того, чтобы сказать «Слава Украине» тем, благодаря кому Украина до сих пор есть.