Федеральное агентство новостей предлагает перевод статьи Дэвида Экса New Spy Drone Flies Non-Stop for a Month («Новый шпионский дрон летает без остановки в течение месяца»), опубликованной на портале War Is Boring.Работающий на солнечной энергии беспилотник «Зефир» побил свой собственный рекорд.Высотный беспилотный летательный аппарат «Зефир» (Zephyr) компании Airbus установил новый рекорд по продолжительности полета — 25 суток, 23 часа и 57 минут. Работающий на солнечной энергии беспилотник начал свой испытательный полет над штатом Аризона 11 июля 2018 года. В результате «Зефир» смог побить свой собственный рекорд «выносливости», — в 2015 году этот же аппарат совершил 14-дневный полет без единой остановки.Продолжительность полета имеет огромное значение для военной разведки и наблюдения. Такие дроны, как «Зефир», могут находиться над полем боя с низкой интенсивностью намного дольше, чем другие существующие беспилотные летательные аппараты. Например, один из лучших на сегодняшний день дронов, американский Reaper, способен находиться в воздухе в течение 40 часов.Ультралегкий БПЛА «Зефир» относят к классу псевдоспутников. Такие аппараты занимают промежуточное положение между спутниками и пилотируемыми летательными аппаратами. Дроны этого класса имеют высокую маневренность и отличаются своей способностью находиться в воздухе длительные промежутки времени. Аппарат может совершать полеты на высоте до 21,5 км и выполнять многие из тех же функций, что и низкоорбитальные спутники.
«Псевдоспутники в основном используются как средства коммуникации или дистанционного наблюдения, причем — как для военных, так и для гражданских нужд», — пишут Флавио Арарипе д'Оливейра, Франсиско Кристован Лоуэнсо де Мело и Тессалено Кампос Девезас в газете SciELO.
В сравнении с обычными спутниками связи псевдоспутники имеют ряд преимуществ, в том числе более низкую степень латентности и способность приземляться для обслуживания или реконфигурации. Кроме того, в рамках миссий наблюдения псевдоспутники могут задерживаться на определенной территории и создавать изображения с лучшим разрешением, поскольку они летают ниже обычных спутников. Однако «Зефир» и другие подобные аппараты этого класса могут быть более уязвимыми для обороны противника. Обычные спутники летают на высоте нескольких сотен миль над Землей, вне досягаемости большинства систем ПВО и других видов вооружений. Аппарату «Зефир» до сих пор удавалось достигать максимальной высоты 21,5 км. Таким образом, он аппарат будет находиться под прицелом современных систем противовоздушной обороны — таких, как российская система С-300.Кроме того, дрон относительно медленный — его крейсерская скорость составляет всего 32 километра в час.«Зефир» и другие аппараты класса псевдоспутников могли бы быть наиболее полезны в операциях на слабо защищенной территории. В 2016 году Министерство обороны Великобритании купило три аппарата «Зефир», заплатив около 6 миллионов долларов США за штуку, для того, чтобы оценить их потенциал и возможные способы применения военными и другими правительственными учреждениями.
«Зефир» — это передовой разведывательный аппарат, который будет эффективно собирать надежную информацию в обширных географических районах, а также обеспечивать гораздо более высокий уровень детализации, чем все его предшественники», — говорится в заявлении тогдашнего министра обороны Майкла Фэллона.
Airbus до сих пор работает над усовершенствованием аппарата, в частности над его энергопотреблением. В дневное время беспилотный летательный аппарат с 25-метровым размахом крыла и весом 75 кг может лететь на высоте 21 километр, одновременно заряжая свои батареи.После того, как солнце садится, «Зефир» работает на батареях и медленно теряет высоту.Сейчас задача Airbus — сбалансировать вес и потребление энергии для создания оптимального профиля полета для конкретной задачи.
«Необходимо найти оптимальный баланс между абсолютной высотой полета и временем автономной работы при поддержке той или иной мощности», — сказал Ален Дупих, официальный представитель Airbus.
Пока неясно, сколько дрон сможет продержаться в небе при соблюдении всех необходимых условий в рамках миссии. Литий-ионный аккумулятор беспилотного летательного аппарата в конце концов теряет заряд, заставляя дрон спуститься на землю для обслуживания.Однако технологии работы аккумуляторов быстро развиваются, и не исключено, что в краткосрочной перспективе беспилотник поставит новый рекорд, совершив полет продолжительностью в несколько месяцев. Однако, по словам Дупиха, такая длительность полета, возможно, и не пригодится в будущих миссиях наблюдения.
«На этом этапе большинство этих миссий не требуют продолжительности полета больше года», — сказал он.
Airbus запланировал следующий испытательный полет БПЛА «Зефир» на октябрь. На этот раз испытания пройдут в западной Австралии.