Библиотека для детей и юношества №215 шагает в завтрашний день

21.08.2018 15:54 0

Библиотека для детей и юношества №215 шагает в завтрашний день

О работе отдела библиотеки № 215 – библиотеки для детей и юношества, о новых проектах, планах и задумках рассказывает директор библиотеки Елена МАМАЕВА.

Как просто все было еще вчера. Библиотека определялась, как учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. Но сегодня это уже нечто большее. Это уже далеко не только книги: современная библиотека, в первую очередь, информационный центр. Она разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, представленным в сети Интернет. С другой — создает собственные электронные информационные ресурсы, доступные за ее физическими стенами: различные базы данных, коллекции оцифрованных документов, веб-сайты и веб-порталы.

Что же такое — «библиотека завтра»? Что ожидает книгу, как таковую, в будущем? Мы уверены, что при сохранении всех традиционных ее функций — и, прежде всего, функции книгохранилища и справочно-библиографической работы – библиотека станет местом препровождения интеллектуального досуга, популярнейшим увлечением. И даже больше. Библиотека станет местом альтернативного образования.

Книга, в любом варианте – печатном, аудио — или электронном – останется незаменимым средством осуществления этих целей. Мы не знаем, перейдет ли человечество целиком на электронные носители или само по себе когда-нибудь переместится в комфортабельную компьютерную матрицу, но одно несомненно: Книга – записана ли она клинописью на глиняных табличках или цифровым кодом на чипе — останется неизменным источником получения информации.

Сегодня же и в ближайшем будущем книга в ее печатном виде еще очень и очень востребована. Она востребована как более щадящий, в медицинском плане, альтернат фонящему экрану, как психотерапевтическое средство, и как более доступный в физическом плане (не у всех и не везде есть интернет) вариант, и, представьте себе, как более изысканный прием демонстрации своих интеллектуальных предпочтений. В самом деле, человек, читающий книгу в метро, сморится бОльшим эстетом, чем тот, у кого в ушах втулки от наушников.

О чем будут думать городские интеллектуалы завтра? Какие проблемы решать? Какие темы станут для актуальными для тех, кто сегодня посещает детские, подростковые и молодежные библиотечные абонементы? По своей теме наша библиотека ответственна за экологическую культуру завтрашних профессионалов. Именно от наших малышей, посещающих библиотечные залы сегодня, зависит экология нашего города завтра. И поэтому библиотека здесь работает по массе направлений.

Начнем с азбуки: «Маленький читатель, научись убирать за собой мусор и правильно пользоваться книжкой». Мы учим наших самых маленьких посетителей, с помощью мам и пап, в первую очередь, аккуратно пользоваться библиотечным пространством и бережно относиться к книге. Чистить обувь перед входом в библиотеку, не бросать мусор в неположенных местах, безупречно пользоваться туалетом. Затем – правильно, чистыми руками, брать книгу с полки, заботливо держать ее в руках, бережно перелистывать странички, не делать помет, не рвать, не мять. Держать на правильном расстоянии от глаз и с правильным углом разворота. Внимательно помещать ее на прежнее место.

Освоив азбуку, переходим к экологии отношений в семье, в коллективе. Книга учит взаимопониманию маленького человека с его родителями, добрым взаимоотношениям в детском коллективе. Читая и развиваясь (по программам, разработанным библиотекой), ребенок правильно выстраивает свои отношения с окружающим миром, с обществом. Он научается любить и беречь свой социум. Свою семью, свой город, свою страну, свою Родину, как совокупность общественного, географического, природного. В результате ребенку прививается то, что мы называем высоким словом «патриотизм».

В конкретном выражении это имеет вид таких наших библиотечных проектов как: «Участие в сетевом проекте «День чтения», направленный на популяризацию культуры чтения у детей и подростков; Годовой цикл музыкально-просветительских лекций-концертов «Библиотечный джем»; образовательный проект для повышения уровня компьютерной грамотности старшего поколения «Смайлик.ру»; создание выставочного пространства со сменной экспозицией для реализации творческих возможностей молодежи – «Яркий вкус жизни»; проект «Уроки мужества» по историко-культурному просвещению и формированию патриотического настроя у подрастающего поколения. Кроме того, ориентируясь на постоянную коммуникацию и культурный обмен между старшим и младшим поколениями, который без конца происходит на территории библиотеки, так как сюда ходит и стар и млад, мы стараемся совмещать эти проекты с программой «Активное долголетие».

Так, 28 апреля этого года библиотека принимала активное участие в фестивале-выставке «Московское долголетие 2018», где проводила лекцию по структуре книги (супер-обложка, обложка, переплет, корешок, форзац, каптал, титульный лист, авантитул) и мастер-класс по изготовлению закладки. Кроме того, наша библиотека вместе с библиотекарями и участниками фестиваля осуществила виртуальную экскурсию по Старому Арбату.

В проекте «Их имена…» в буквальном смысле слова «Вчера» смотрит в «Завтра». Библиотека вовлекает читателей и жителей района «Проспект Вернадского» в изучение истории названий улиц родного района и города.

Данный проект наполнен социально-культурной составляющей и имеет определенную целевую аудиторию. Он реализуется силами сотрудников 215/1-ой библиотеки и наиболее активными участниками — жителями управы пр-т Вернадского. Программа проекта рассчитана на временной период с апреля 2018 г по декабрь 2018 г. Основными целями проекта являются: предоставление жителям района возможности проявить, укрепить и пропагандировать любовь к родному городу: «Москва в улицах и лицах. Наш округ». А также обеспечение творческого потенциала самореализации жителей через призму их собственных судеб: «Моя московская история; объединение, посредством активного изучения истории города, взаимных интересов всех поколений: «От шести и до ста шестидесяти». Главные задачи нашего проекта таковы: предоставление площадок для закрытых (в здании) и открытых (на улицах) встреч с жителями района (основной площадкой является территория библиотеки № 215/1, по адресу Удальцова, 26). Для открытых встреч мы предполагаем использовать территорию парка 50-тилетия Октября, прилегающую к библиотеке, парка Тропарёво и усадьбы Воронцовские пруды, прогулочную зону МГУ им. Ломоносова, историко-культурного комплекса Фили, пешеходные зоны улиц Западного округа. Библиотека обеспечивает участников проекта необходимыми методическими материалами – справочными, документальными, историко-художественными пособиями. Мы даем возможность использовать материалы, имеющихся в наличии в библиотеке, как в виде книжного документа, так и на электронных носителях. Наши читатели имеют право на поиск и обработку необходимых сведений в Интернете, в компьютерных залах библиотеки, как самостоятельно, так и с помощью сотрудников библиотеки. Сотрудники библиотеки разрабатывают лекции, интерактивные занятия, экскурсии, способные заинтересовать людей разного возраста. Мы создаем мотивационные условия, при которых и те, кому за шестьдесят, и те, кому нет и шести, вместе будут знакомиться с историей родного города. Поэтому мы и привлекаем к ведению мероприятий пенсионеров и студентов, мотивируем интерес к выступлениям на них школьников и дошкольников.

Библиотека старается не ограничивать интересы читателей пространством своего района и города. В этом ключе состоялись два телемоста. Телемост «Москва — Вологда» был посвящен московским улицам, в названиях которых прозвучали имена знаменитых вологжан: Батюшкова, Гиляровского, Шаламова, Рубцова. Были прочитаны стихи этих авторов и отрывки из их произведений.

Телемост «Финляндия — Москва» был посвящен обсуждению экологических проблем национальных заповедников. В телемосте участие принимали и пенсионеры, и люди зрелого возраста, и школьники. С какой горячностью воспринимали обе стороны вопросы сохранения природы!

Мы делаем все, чтобы книга, в традиционном ее варианте, прочно вошла в завтрашний день. В библиотеке функционирует музейная экспозиция «История закладки». Сколько интересных вещей можно здесь узнать! А также принять участие в изготовлении закладок. Сделайте себе закладку – закладку в дорогую вашему сердцу книгу, которую вы сможете открыть на любимой странице – сегодня, завтра, всегда.

Елена Валерьевна МАМАЕВА заведует библиотекой 12 лет, библиотечный стаж — 14 лет.

*Библиотека для детей и юношества № 215 на ул.Удальцова д.,4 была открыта 80 лет назад – 9 июня 1938 года. До реорганизации библиотечных систем Западного округа города Москвы была Центральной детской библиотекой №14 ЦБС «Гагаринская». С 2006 года библиотека выполняет функции интеллект-центра. В залах библиотеки проходят художественные и фотовыставки, работают клубы по интересам. Библиотека сотрудничает с шахматной школой "Лабиринт" и детским развивающим английским клубом "Baby-Bilingual Club" Отделы библиотеки: Старший абонемент, младший абонемент, читальный зал, компьютерный зал, экологический сектор "Люби свою Землю".

Источник

Предыдущая новость

Оплакивая ДРСМД: чем опасны ракеты средней дальности (Foreign Affairs) 26 сентября во всех округах Москвы пройдут консультации Росреестра На станции метро «Киевская» прошла пожарно-тактическая тренировка Макрон любит риск и подходит ближе к русскому медведю (Le Point) FAZ увидела в израильских выборах начало конца политической карьеры Нетаньяху

Последние новости