27 августа – День российского кино. Москва по праву считается кинематографической столицей России, а ЗАО, в свою очередь, может называться самым кинематографическим округом Москвы – здесь раскинулись владения «Мосфильма», здесь живут многие кинематографисты.
И кино здесь снимается довольно часто, ведь на территории Западного округа находятся не теряющие своей привлекательности исторические объекты. Так что День кино для нашего округа – не чужой праздник!
Почему именно этот день стал Днем российского кино? 27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела. В ведение Народного комиссариата просвещения перешли оставшиеся от первых российских кинопромышленников ателье, павильоны, кинотеатры, съемочная и проекционная техника. Так что 27 августа – не день рождения отечественного кино, но дата изменения его судьбы. Из частного бизнеса кинематограф стал делом государственным. И руководитель этого молодого государства, как известно, мыслил кино важнейшим из искусств.
В том, что советское государство относилось к кино как к объекту особого внимания, были как минусы, так и плюсы. Во все времена советские кинохудожники испытывали давление и сопротивлялись желанию государства поставить кинематограф на службу пропаганде. С другой стороны, такого финансового и производственного ресурса, как у советских кинематографистов, не было у их коллег в других странах (соревноваться с мощью советской киномашины мог разве что Голливуд). Наглядным доказательством отношения государства к киноотрасли может служить «Мосфильм» - даже тот, который есть, а уж тот, что планировался в 30-х и 50-х, вообще должен был стать отдельным киногородом с корпусами-хоромами, павильонами-дворцами и кварталами домов для кинематографистов, выполненными по спецпроектам. Красивый проект (вдохновителем которого был Сталин – главный киноцензор и патрон киноотрсли в одном лице) не воплотился в жизнь в столь полном объеме, как это произошло, например, в случае ВДНХ. Но планы и чертежи, хранящиеся в архиве нынешнего Киноконцерна «Мосфильм», таят образы возможного киногорода в городе.
И все равно «Мосфильм» был образцовой студией в огромной стране, где в каждой из 15-ти республик было по киностудии (а в некоторых – не по одной). Прежде всего, конечно, потому, что здесь аккумулировались лучшие творческие силы, но и в производственном плане ему не было равных. Во второй половине 50-х завершилась так называемая эпоха «малокартинья», к руководству «Мосфильмом» пришел деятельный Иван Пырьев, который в кратчайшие сроки достроил и переоборудовал студию в соответствии с требованиями времени и привлек к работе талантливую молодежь. С наступлением «оттепели» «Мосфильм» ожил, забурлил.
«Мосфильм» строился, но и кварталы вокруг него стремительно заселялись. В конце 1920-х, когда под студию выделяли место, это была деревня Потылиха. А в конце 1950-х вокруг «Мосфильма» уже шумел город. Причем, ближайшие к студии дома строились именно для кинематографистов – чтобы тем удобнее было ходить на работу. С тех пор кинематографические кооперативы на улицах Мосфильмовской, Довженко, Пудовкина составляют своеобразный анклав киношников посреди Москвы.
Обширная территория «Мосфильма» до сих пор позволяет кинематографистам проводить съемки масштабных натурных сцен, не выезжая из Москвы. Тут есть яблоневый сад, заложенный великим режиссером Александром Довженко, есть пруды, натурплощадка, на которой уже много лет снимают в декорациях старой Москвы эпизоды исторических фильмов о дореволюционной российской жизни. И на территории «Мосфильма» появляются современные объекты. Например, сейчас завершается строительство двух очень больших зданий: комплекса сценическо-постановочных средств (КСПС) и нового, суперсовременного съемочного павильона, который получит порядковый номер 16. Сотрудники КСПС уже заканчивают упаковку вещей (костюмов, реквизита, игровой мебели) и подготовку к переезду в новое здание, где под их нужды отведено два этажа (на цокольном этаже расположится парк игрового транспорта – кареты, всевозможные повозки, ретро-автомобили и автобусы и т.п.). А на новый павильон уже поступили заявки съемочных групп – в частности, тут пройдут съемки эпизодов очередной экранизации романа «Мастер и Маргарита» (режиссер-постановщик – Николай Лебедев). Ввод обоих объектов в эксплуатацию намечен на октябрь 2018-го года.
Спрос на новый павильон отнюдь не уменьшает востребованности остальных съемочных пространств «Мосфильма». Производственных мощностей едва хватает – и это подтверждает тот факт, что кинопроизводство в нашей стране развивается весьма активно. Снимаются фильмы разных жанров, и в каждом сегменте есть ощутимые достижения. Конечно, прокатные рейтинги показывают, что зарубежные блокбастеры лидируют в российском прокате относительно российских фильмов, но с каждым годом разрыв между цифрами бокс-оффисов сокращается. Например, в прошлом году солидную конкуренцию американским картинам составили отечественные масштабные ленты «Викинг» Андрея Кравчука, «Притяжение» Федора Бондарчука, «Салют-7» Клима Шипенко, «Время первых» Дмитрия Киселева. Это зрелищные фильмы, изначально ориентированные на «широкого зрителя». А на поле так называемого авторского кино 2017-й год вообще был необычайно богатым: камерная психологическая драма «Аритмия» Бориса Хлебникова не только собрала все мыслимые призы и профессиональные премии, но и получила широчайший отклик у простых зрителей. Новый фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» в очередной раз вызвал горячую общественную полемику и принес в копилку российского кино престижнейшие международные награды. «Теснота» юного режиссера из Кабардино-Балкарии Кантемира Балагова также покорила искушенную публику международных кинофестивалей и подтвердила тенденцию: в России оформляются национальные кинематографии.
Действительно, очаги кинопроизводства возникают в последние годы в разных регионах Российской Федерации. В 2011-м году знаменитый режиссер Александр Сокуров набрал мастерскую режиссеров кино в Кабардино-Балкарском университете, и уже можно сказать, что она дала потрясающие результаты: несколько выпускников этой киношколы серьезно заявили о себе на международных и отечественных фестивалях. Феномен якутского кино уже лет восемь в разработке у киноведов, а в феврале 2018-го года на престижном Берлинском кинофестивале прошла отдельная программа якутского кино – то есть, наличие и специфику национальной кинематографии якутов признали специалисты всего мира. Это, на первый взгляд, очень наивный кинематограф, который творят люди без «артхаусных» амбиций, но он рассказывает о жизни того зрителя, для которого он снимается. Можно смело назвать якутский кинематограф самодостаточным. Но, начав с азов и с желания понравиться своему зрителю, якутские кинематографисты демонстрируют желание расти в профессии – и это обещает перспективу их национальной «новой волне». Также амбиции в плане своего кино демонстрируют культурные власти и кинематографисты Татарстана, Башкирии. Это естественные и благотворные процессы для большой многонациональной страны, которой является Российская Федерация.
Напомним, что День российского кино – не только профессиональный праздник отечественных кинематографистов, но и праздник тех, кто любит и знает российское кино. То есть, зрителей. Кино – действительно самое массовое и демократичное из искусств. Меняются формы просмотра кинофильмов, но неизменно одно: кино может состояться только с вашей помощью, дорогие кинозрители. Именно вы голосуете за него рублем, добрым словом, повторными просмотрами, распространением цитат из полюбившихся фильмов... Так что – и вас с праздником, с Днем российского кино!