The Conversation: Почему мы так любим теории заговора?

02.09.2018 14:31 0

The Conversation: Почему мы так любим теории заговора?

Спросите трехлетнюю девочку, почему идет дождь, и в ответ можете услышать: «Потому что цветочки хотят пить». Ее брат также может сообщить вам, что деревья имеют листья, чтобы давать тень людям и животным. Это примеры телеологического мышления, в основе которого лежит идея, что вещи возникли и существуют с какой-то целью. Телеологические объяснения природных феноменов отклоняются учеными, поскольку апеллируют к намерениям. Но деревья не выращивают листья, а дождевые облака не поливают водой с определенным замыслом. Дождь — это физическое явление. И оно бы все равно происходило, даже если бы на планете не было цветов или другой жизни. Продвиньтесь в телеологии на шаг вперед, и вы получите Дональда Трампа, который думает, что глобальное потепление изобрели китайцы с целью сделать промышленность США неконкурентоспособной. Эти и другие примеры являются доказательством того, как потакание конспирологическим теориям побуждает людей отклонять научные результаты — от изменений климата до вакцинации и СПИДа. Сейчас исследователи также установили связь между теологическим мышлением, верой в теорию заговора и креационизмом. Теологическое и конспирологическое мнение имеют много общего. В основе лежит наделение вещей целью. Цветы производят приятный аромат, чтобы привлекать опылителей, а ученые-климатологи говорят, изобрели мистификацию, известную как изменение климата по распоряжению «мирового правительства» или Джорджа Сороса. Именно акцент на цели делает телеологическое мышление и теории заговора такими привлекательными. В повседневной жизни понимание намерений имеет значение. Если кто-то спросит у тебя, почему твоя дочь включила телевизор, было бы абсолютно точным и уместным ответить что-то вроде: «Потому что сейчас идет ее любимое шоу». И применение подобной логики к деревьям, облакам или другим природным феноменам может породить ложное понимание. Существует много доказательств того, что люди очарованы телеологическим мышлением. Одно исследование показало, что даже ученые, когда их поставить в жесткие временные рамки, опускаются к телеологическому мышлению и с большей вероятностью одобряют утверждение типа «микроорганизмы мутируют, чтобы стать более устойчивыми к лекарствам» (хотя ученые все же менее склонны к таким действиям, чем другие представители общества). В другом исследовании выяснили, что когда студентов поставить в ситуацию, над которой они потеряют контроль, они охотно будут воспринимать теории заговора и верить в суеверия. Новое исследование Фрибургского университета, опубликованное в специализированном журнале Current Biology, приводит доказательства того, что связь между телеологическим мышлением, теориями заговора и отрицанием научных фактов ведет к понятию эволюции. Пожалуй, больше всего из научных открытий пострадала именно эволюция, вокруг которой ведется постоянная борьба с неправильными представлениями, возникающими в результате телеологического мышления. На самом деле, телеологическое обоснование столь убедительно, что согласно с доводами препятствует людям воспринимать прежде всего концепцию естественного отбора. Существует большой соблазн считать, что у жирафов появилась потребность в длинных шеях, чтобы доставать листья с верхушек деревьев, и эволюция обеспечила их этими длинными шеями. Телеологическое понятие конфликтует с явлением естественного отбора, который не был обусловлен никакими намерениями. Возникло естественное разнообразие населения и те животные с длинными шеями имели лучшие репродуктивные успехи в среде с высокими деревьями. Поэтому жирафы эволюционировали, а длинные шеи стали их стандартным признаком. Фрибургские ученые провели три исследования, в которых в общей сложности приняли участие более двух тысяч человек. Перекликаясь с результатами предыдущих работ, новые показали, что телеологическое мышление связано с отрицанием эволюции и восприятием псевдонаучной альтернативы — креационизма. И исследователи также доказали сильную связь между креационизмом и конспирологическим мышлением. Люди, которые верят в креационизм, вместе с тем склонны верить и в теории заговора — несмотря на все свои религиозные или политические убеждения. Конспирологическое мышление также ассоциируется с телеологическим. Это объясняет, что поиск намерений в таких случайных событиях как смерть принцессы Дианы в результате нетрезвого вождения или натуральных явлениях вроде дождевых облаков или длинных шей у жираф, отражает основной способ мышления. Почему мы отрицаем науку Эти новые данные хорошо накладываются на результаты другого исследования, которое связывает конспирологическое мышление с отрицанием науки во многих сферах. Теории заговора, направленные на отрицание научных выводов, традиционно использовали как способ избежать восприятия неудобной правды. Заядлому курильщику, который сталкивается с ужасающей информацией о своей привычке, может быть легче обвинить медицинское учреждение в нечестной конкуренции, чем бросить курить. Таким же образом люди, которые в ужасе от климатических изменений, так как они ведут, например, к вероятному повышению цен на бензин, могут быть склонны думать, что это все выдумки экс-вице-президента США Альберта Гора, вместо того, чтобы принять 150 лет исследований основ физики. Новое исследование о связи конспирологических мышлений с креационизмом — это шаг вперед. Оно свидетельствует о том, что креационизм сам по себе можно рассматривать как систему верований, которая порождает основополагающую теорию заговора: целенаправленность всего происходящего. Стефан Левандовски, профессор кафедры когнитивной психологии, Бристольский университет Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Предыдущая новость

Корреспондент: геополитический лай Вашингтона Проект, рожденный на западе Москвы, объединит столицы Al Araby: народная мобилизация для легитимации царя Путина Times: Джонсон пригласил Путина и Си Цзиньпина на Конференцию ООН по изменению климата в Глазго О футболе и рекламе

Последние новости