Группа исследователей с участием сотрудников химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова создала процесс, с помощью которого можно синтезировать транспортное топливо из грибов в одну стадию, и запатентовали катализатор.
Проблемы накопления парниковых газов в атмосфере и разрушения озонового слоя атмосферы вызваны отчасти выбросами компонентов традиционного моторного топлива, полученного из нефти. Заменить ископаемые углеводороды в качестве топлива может биодизель. При сгорании биодизеля выделяется ровно такое же количество углекислого газа, которое было накоплено из атмосферы растением или грибом за весь период его жизни. Кроме того, биодизель, в отличие от обычного дизельного топлива, почти не содержит серы — ключевого загрязнителя в природных углеводородах.
Структурообразующим компонентом растений, водорослей и грибов служат триглицериды, которые при взаимодействии с водородом могут быть переработаны в углеводороды. А мицелиальные грибы стали перспективным объектом исследования ввиду их способности достаточно быстро накапливать большое количество триглицеридов. Процесс и катализатор, разработанные российскими учёными, позволяют получать моторное топливо из биосырья.
Катализатор был синтезирован на основе синтетического алюмосиликата, не имеющего природных аналогов. На подложку аморфного алюмосиликата нанесены активные каталитические металлы — платина и палладий. Как объяснили авторы патента, высокопористый алюмосиликат обладает развитой как внешней, так и внутренней поверхностью, что обеспечивает диффузию объемных молекул исходных триглицеридов и продуктов их превращения — изомерных алканов. Методика получения катализатора позволяет варьировать кислотные характеристики данного материала, что важно с точки зрения каталитической активности. «Конечно, такие системы получены не впервые, однако тщательная оптимизация состава позволила получить столь активный и селективный катализатор», — комментирует один из авторов разработки, доцент кафедры химии нефти и органического катализа химического факультета МГУ Альберт Куликов.
Основным преимуществом получения углеводородного топлива, предложенного российскими учеными, стало проведение процесса в одну стадию. «Основной задачей было получение не просто углеводородов, а именно алканов изо-строения, высокое содержание которых в продукте гидропревращения триглицеридов позволяет использовать этот продукт как топливо с улучшенными низкотемпературными свойствами с возможностью использования в условиях холодного и арктического климата, — уточняет Альберт Куликов, — Чаще всего необходимо применить два катализатора и провести два процесса для получения конечного продукта, наш же способ – одностадийный, то есть, более простой и требующий меньше затрат».
Над проектом работали сотрудники химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Института нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН, Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина и Научно-исследовательского института стандартизации и унификации.