Американское общество столкнулось в последнее время со столь глубокой политической и социальной поляризацией, какой не наблюдалось со времен Гражданской войны. В результате у американцев появились вполне серьезные основания тревожиться о здоровье демократических институтов страны. Однако, последствия межпартийной враждебности могут выйти далеко за пределы внутренней политики. Уже сегодня некоторые эксперты предостерегают, что «политическая дисфункция» превращается в проблему национальной безопасности Соединенных Штатов. Что касается стратегического состязания с Китаем, самым грозным соперником США со времен завершения холодной войны и краха СССР, политическая поляризация будет иметь в этой сфере три существенных последствия. Во-первых, двухпартийный консенсус по проблеме китайской угрозы обеспечивает исключительно важную, хотя и хрупкую основу для совместных действий. Во-вторых, жесткое противостояние политических партий усугубляет напряженность в отношениях между Америкой и Китаем, тем самым повышая риск кризиса. В–третьих, как это ни парадоксально, интенсивная партийная ангажированность политической среды также повышает риск сбоя в сфере принятия решений в случае возникновения кризиса. В нынешней политической обстановке, когда две американские партии практически ни в чем не согласны друг с другом, в отношении угрозы, исходящей от Китая, наблюдается поразительное, почти тотальное двухпартийное единство. Опрос, проведенный институтом Pew Research, показал относительно узкий разрыв между партиями по проблеме Китая, в сравнении с другими вопросами, а также выявил схожие тенденции в обеих партиях. Демократы, возможно, не вполне согласны с методами торговой войны, но они в большинстве своем поддерживают политику президента Трампа по усилению давления на Китай в широком спектре проблем. Например, принятый в этом году Закон о бюджетных ассигнованиях на национальную оборону, прошел при широкой поддержке обеих партий. Документ включает многочисленные меры противодействия китайскому коммерческому, промышленному и военному шпионажу, распространению влияния и военной мощи. При президенте Трампе Соединенные Штаты приняли программу помощи в объеме 60 миллиардов долларов, направленную на противодействие попыткам Китая интегрировать страны Евразии с помощью своей инициативы «Один пояс, один путь». Нынешнее резкое обострение межпартийной политической борьбы усугубляет напряженность между Америкой и Китаем. Однако, единство позиции в отношении китайской угрозы не способствует преодолению глубокого раскола в американском обществе. Политическая поляризация достигла беспрецедентной степени остроты за многие десятилетия, причем почти треть сторонников каждой из политических партий в США называла другую партию угрозой национальной безопасности и благосостоянию нации. Параллельно было отмечено резкое снижение доверия ко всем институтам, включая средства массовой информации, правительство и бизнес. Интенсивная межпартийная вражда создает серьезные препятствия для национальных лидеров, которые стремятся принимать стратегически верные, хотя и политически спорные меры противодействия китайской угрозе. Неудивительно, что президенту Бараку Обамы не удалось преодолеть межпартийную борьбу в связи с подписанием амбициозного торгового соглашение о Транс-Тихоокеанском партнерстве (ТТП) При президенте Трампе Соединенные Штаты вышли из ТТП, но его провокационный стиль правления продемонстрировал, до какой степени агрессивное отношение к Китаю может мобилизовать общественное мнение и обеспечить двухпартийную поддержку таких политически противоречивых стратегий как введение таможенных тарифов и ограничение доступа к американским технологиям для китайских компаний. Такие шаги как объявление Китая «стратегическим конкурентом Америки» в «Стратегии национальной безопасности» 2017 года и громкие заявления высокопоставленных руководителей, содержащие крайне нелицеприятную критику политики Пекина, способствовали росту общественной антипатии в отношении Китая. Согласно результатам упомянутого социологического опроса, на данный момент более 55 процентов американцев негативно относятся к Китаю. Эти цифры свидетельствуют о заметном сдвиге по сравнению с предыдущими годами, когда негативное восприятие Китая оставалось неизменно ниже 50 процентов, как это было на протяжении большей части президентства Обамы. Все более неизбежным для американских лидеров представляется компромисс между стабильными связями с Китаем, которые будут стоить Вашингтону некоторого ограничения возможности проводить конкурентную политику, с одной стороны, и максимально активной конкурентной политикой, которая будет сопровождаться риском дестабилизации двусторонних отношений, с другой. Мобилизация общественного мнения против Китая может облегчить принятие спорных политических решений, но такие решения сопряжены с собственными рисками. По мере углубления напряженности и эскалации враждебной риторики с обеих сторон, могут вырасти риски вооруженного столкновения. В то же время, влияние поляризации общества и политической элиты может помешать принятию быстрых и смелых решений в случае вспышки кризиса. Опасные столкновения между военными Китая и Соединенных Штатов уже имели место ранее, но нынешняя враждебная политическая атмосфера повышает опасность просчета в таких случаях как, например, опасное сближение китайского военного корабля с американским эсминцем U.S.S. Decatur в конце сентября. Более того, в то время как риск кризиса может возрастать, последствия поляризации могут помешать принятию эффективных и своевременных решений. Политизация внешнеполитических событий означает, что политика может оказаться не способной остановиться «на краю». Сотрудничество между двумя политическими партиями может быть достигнуто в мирное время, когда уровень рисков является низким, но в момент кризиса хрупкая основа двухпартийной поддержки несет в себе опасность разрыва, когда одна партия стремится использовать спорные внешнеполитические действия для достижения политического преимущества над другой. Наилучшим примером подобной обстановки может служить вспышка межпартийной вражды из-за войны в Ираке и американского вторжения в Ливию в 2011 году. Таким образом, американские руководители могут оказаться вынуждены действовать в условиях кризиса, и это будет сопряжено с повышенным риском сбоя в сфере принятия решений. Чтобы устранить эти слабые места, национальные лидеры могли бы приложить более активные усилия, чтобы привлечь на свою сторону, как отечественную аудиторию, так и зарубежных союзников и партнеров. Наращивание усилий по мобилизации поддержки и информированию избирателей внутри страны могло бы облегчить принятие стратегически эффективных, но в то же время политически чувствительных мер, таких как заключение региональных торговых пактов. Можно не соглашаться ни с риторикой президента Трампа, ни с его отдельными политическими позициями, но необходимо признать его достижения в повышении осведомленности американского общества о предпосылках и целях стратегического соперничества с Китаем. Аналогичным образом, более тесное сотрудничество с союзниками и партнерами США могло бы способствовать облегчению усилий по укреплению положения Америки на мировой арене. В июле нынешнего года Соединенные Штаты, Япония и Австралия достигли соглашения об инвестициях в различные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, чтобы противодействовать росту регионального влияния Китая. Более активное международное сотрудничество может также помочь в сдерживании китайской политики балансирования на грани мира и войны. Провокации с целью проверить решимость Соединенных Штатов становятся гораздо более рискованными для Пекина, если они могут коснуться, в том числе, и других стран. В этом аспекте некоторый оптимизм внушает создание альянса «Пять глаз», который включает Австралию, Великобританию, Канаду, Новую Зеландию и США. В результате была расширена существовавшая ранее коалиция по обмену разведданными с Японией и Германией. В ближайшие годы лидерам Соединенных Штатов придется предпринимать еще большие усилия, чтобы смягчить последствия политической поляризации и в то же время эффективно управлять процессом стратегического соперничества с Китаем.