В этом году на территории США вспыхнули тысячи лесных пожаров. Российский противопожарный самолет Бе-200, разработанный ОКБ Бериева, мог бы оказать американцам существенную помощь в преодолении этого бедствия. Подпись к изображению: Российский самолет Бе-200 тушит очаг пожара в Таганроге Соединенные Штаты по-прежнему сохраняют лидерство в мировом авиастроении. Но что американский авиапром не производит, так это специализированные противопожарные самолеты, несмотря на то, что во многих регионах страны часто бушуют крупные пожары. В этом году Калифорния снова охвачена огнем. Прямо сейчас пожар быстро распространяется по территории графств Вентура и Лос-Анджелес, угрожая 30 тысячам домов. В 2017 9 тысяч 827 пожаров произошло в Техасе, 9 тысяч 560 в Калифорнии, 5 тысяч 125 в Северной Каролине и 3 тысячи 929 в Джорджии. Также от многочисленных пожаров страдали штаты Колорадо, Вашингтон, Нью-Мексико, Аляска, Аризона, Айдахо, Юта, Вайоминг и другие. Мировыми лидерами по производству пожарной авиации являются (в порядке убывания) Канада, Россия и Япония. Если не считать огнетушащих химических растворов, основным средством, применяемым пожарной авиацией, является вода. Самолет, приспособленный для транспортировки воды или химических жидкостей, должен снова наполняться после каждого слива, что требует времени. Альтернативой этому являются самолеты, способные набирать воду из близлежащих озер или заливов, а также из крупных рек, и после ее слива снова пополнять запас таким образом. Это значительно экономит время, что крайне важно при тушении пожаров. Канада производит Bombardier CL-415, известный как «водяной бомбардировщик». Он способен зачерпнуть до 6 тысяч 100 литров воды, которая при необходимости может быть смешана с химическим огнетушащим раствором. Это турбовинтовой самолет, сконструированный специально для целей пожаротушения. Его предшественником являлся более старый и меньший по габаритам CL-215. Оба типа самолетов используются в Калифорнии. Канадские противопожарные самолеты применяются во всем мире и доказали свою эффективность. Японская компания Shinmaywa производит более крупный многофункциональный US-2, используемый в том числе и для забора воды. Это самолет с 4 моторами, аналогичными тем, которые используются в американских С-130. Самолетами этого типа оснащено 31-е авиакрыло Сил самообороны Японии, дислоцируемое на воздушных базах Ивакуни и Ацуги. В настоящее время у Японии имеются 4 самолета этого типа, но они выполняют другие задачи, включая поисково-спасательные и наблюдательные. US-2 принимали участие в Keen Sword 2017, важных совместных американо-японских военных учениях. Эти самолеты японских сил самообороны произвели впечатление на американских партнеров, отметивших их важную роль в военных операциях. Противопожарные функции US-2 сейчас являются второстепенными. Недостатком US-2 является его высокая стоимость по сравнению с другими летательными аппаратами противопожарного назначения. Когда US-2 предлагалось приобрести Индии, даже сниженная цена составляла 113 миллионов долларов за единицу. Для сравнения, цена CL-415 составляет 26 миллионов долларов, а российского Бе-200 — около 20 миллионов. Копию US-2 удалось создать Китаю. Уже продемонстрирован первый полет китайского многофункционального самолета-амфибии AG-600 “Kunlong” («Почтенный дракон») — 4-моторного турбовинтового самолета, по габаритам даже превосходящего US-2. В Китае утверждают, что самолет способен вместить 12 тонн воды, в то время как вместимость US-2 — 7 тысяч 570 литров. Однако у Китая имеются и другие виды на AG-600. В частности, самолет планируется задействовать в укреплении обороны островов Южно-Китайского моря. Будет ли самолет когда-либо участвовать в тушении пожаров, неизвестно. Как бы то ни было, пока что AG-600 находится на стадии опытного образца. Российский самолет Бе-200 «Альтаир» — многофункциональный самолет-амфибия, разработанный ОКБ Бериева и производящийся на Иркутском авиазаводе. Предназначенный для пожаротушения, поисково-спасательных работ, надводного патрулирования и грузопассажирских перевозок, он вмещает 12 тонн (12 тысяч литров) воды в 8 обособленных цистернах, превосходя по вместимости китайский AG-600. Также на самолете имеются 6 отдельных цистерн для химических веществ, которые могут быть растворены в воде. Бе-200 используется во многих странах Европы и Азии, включая Италию, Португалию, Грецию, Азербайджан, Израиль и (для поисково-спасательных операции) Индонезию. Скорость полета Бе-200 составляет 700 километров в час, в то время как максимальная скорость US-2 — 580 километров в час, а CL-415 – 359 километров в час. Высокая скорость Бе-200 (являющегося турбореактивным в отличие от турбовинтовых US-2 и CL-415) сокращает время прибытия к локации пожара, что играет важную роль при чрезвычайной ситуации. Несмотря на высокую эффективность, продемонстрированную Бе-200, самолету еще только предстоит получить признание в США. «Бериев» состоит в летном парке Международной спасательной службы, базирующейся в аэропорту Санта-Моника в Калифорнии. Компания ведет переговоры с властями Калифорнии и Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA) по вопросу сертификации Бе-200 в Америке. Но в случае аренды самолета у России сертификация не потребуется. Самолет уже располагает сертификатом Европейского агентства авиационной безопасности, что упрощает процедуру получения разрешения со стороны FAA. В США ответственность за борьбу с пожарами возложена на власти штатов и округов, а также на федеральные службы, такие, как Федеральная служба охраны лесов и подчиненное ей Управление по борьбе с природными пожарами. В течение каждого сезона пожаров Служба охраны лесов и Бюро по управлению государственными и общественными землями задействуют примерно 1000 самолетов, принадлежащих этим службам или взятых ими в аренду, ежегодно расходуя на авиацию до 250 миллионов долларов. Многие из этих самолетов — коммерческие или списанные военные. Они привлекаются к пожаротушению, если не используются в каком-либо ином качестве. Лесная служба также располагает некоторым количеством крупногабаритных самолетов, включая один DC-10, использовать которые организация имеет право согласно эксклюзивному контракту. Однако из-за сокращения бюджета летный парк организации был сокращен с 20 единиц до 13. Ранее Служба охраны лесов США имела 44 крупных авиатанкера, заключая контракты на их использование. Но после двух случаев крушения бывших военных самолетов, приведших к гибели 5 летчиков, от многих старых самолетов пришлось отказаться в целях безопасности. Большинство арендованных самолетов (за исключением C-130) — изначально пассажирские, переоборудованные для нужд пожаротушения. Обслуживание и эксплуатация старых переоборудованных самолетов требует больших затрат, и их состояние часто оставляет желать лучшего. Это приводит к опозданиям, простоям из-за нерабочего состояния и несчастным случаям. У С-130 имеются дефекты (в частности, трещины в крыльях), которые могут привести к катастрофическим последствиям, если не осуществить длительную и дорогостоящую процедуру замены поврежденных элементов. Существует видео трагедии, случившейся во время тушения пожара: у С-130 начали отваливаться крылья. Согласятся ли Штаты арендовать самолет у России? Эта идея заслуживает одобрения по двум причинам. Во-первых, российские самолеты доказали свою эффективность на деле, и россияне охотно готовы предоставить их на договорной основе. Аренда самолетов допустима даже при нынешнем санкционном режиме, введенном США против России в связи с ситуацией в Украине, российской аннексией Крыма, гипотетического вмешательства России в ход выборов в США и гипотетического отравления нервно-паралитическим веществом Скрипалей в Великобритании. Аренда самолетов для нужд устранения чрезвычайных ситуаций безусловно не является актом одобрения российской политики. Вторая причина интереса Америки к российским самолетам — чисто практическая. Спасение жизни людей и их имущества — главная цель борьбы с пожарами. Спасение дикой природы от пожара становится серьезным вызовом, требующим наличия первоклассного пожарного оборудования. Вопрос получения новейшей пожарной техники не терпит отлагательств, тем более если цена на нее вполне разумная. Очевидно, что российский Бе-200 — один из самых экономных вариантов, позволяющий как федеральному, так и региональным бюджетам США обойтись без чрезмерных затрат. Администрация президента Дональда Трампа, возможно, ищет пункты, по которым было бы возможно благотворное сотрудничество с Россией. На саммите G20, который состоится в Буэнос-Айресе 30 ноября — 1 декабря, Трамп встретится со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Одним из пунктов их переговоров вполне могла бы стать тема данной статьи.