Обстановка в Афганистане далека от стабильности, и завершение многочисленных конфликтов пока даже не намечается. Ситуация в раздробленной политически, экономически и социально стране, которую мы наблюдаем сегодня, является, в сущности, результатом разделенного мандата на мирное урегулирование. Несмотря на большое количество международных мирных процессов, инициированных в разное время в Афганистане, с точки зрения восстановления мира, стабильности и порядка практически ничего не удалось достичь. Эти мирные процессы часто идут параллельным курсом, соперничают между собой за приоритетную значимость, каждая из сторон стремится, чтобы мир не был достигнут на чужих условиях. И такая пагубная тенденция продолжается до сих пор. Соперничающие между собой державы, Соединенные Штаты и Россия, в очередной раз сделали Афганистан ареной своих силовых игр. Сегодня обе эти страны создали здесь свои собственные механизмы урегулирования, которые почти не перекликаются друг с другом. В то время как стремление США уйти, наконец, из Афганистана, заставляет их вести переговоры с талибами в обход афганского правительства, заигрывание России с этой военизированной группировкой – давно не новость. Русские придумали собственный формат для мирных переговоров, который снова оттесняет на второй план афганские проблемы. Таким образом, имеют место две не связанные между собой попытки достичь мира, и в результате Афганистан остается столь же опасным местом, каким он был до их начала. На самом деле, некоторые даже утверждают, что сегодня ситуация еще хуже. Однако, на фоне всех этих событий, наметившееся потепление между Китаем и Индией имеет некоторые перспективы. Договорившись о сотрудничестве в Афганистане, два азиатских гиганта объединили свои усилия, чтобы помочь этой истерзанной войной стране снова встать на ноги. Может ли азиатское сотрудничество взять верх над международным соперничеством и спасти положение? Осознав, что их война не может завершиться победой, Соединенные Штаты ищут способ сделать так, чтобы их неизбежный уход из Афганистана выглядел достойно. Именно по этой причине они вынуждены были начать очередной раунд мирных переговоров. Однако, на этот раз Вашингтон не претендует на ведущую роль в этом процессе. Нынешняя попытка достичь мира силами нового специального представителя по примирению в Афганистане Залмая Халилзада, включает в себя прямые переговоры с различными группировками, в том числе и с движением «Талибан». Американский дипломат афганского происхождения, Халилзад не новичок в Афганистане. Он был послом США в этой стране в период с ноября 2003 года по июнь 2005 года и имел возможность своими глазами видеть многие политические события, которые продолжаются до сих пор. Идеологическая близость Халилзада, ярого сторонника американской интервенции в Ирак, к «партии войны», а также хорошее знакомство с Афганистаном, контакты в Южной Азии и на Ближнем Востоке сделали его кандидатуру наилучшим выбором для администрации Трампа. Его роль, по его собственным словам в твиттере, заключается в «содействии внутриафганскому диалогу, который приведет к устойчивому миру, когда все афганцы будут иметь право голоса по поводу будущего страны». И это вовсе не изменение политического курса Соединенных Штатов. В своем выступлении в Форт-Майер в прошлом году, Трамп предупредил, что американская помощь не может продолжаться вечно. Кроме того, Трамп категорически заявил, что потребует от других участников переговоров выполнения условий сделки. Хотя военная помощь еще не прекратилась, Вашингтону, похоже, все это уже изрядно надоело. Совершенно очевидно, что выход из Афганистана был «встроен» в его речь. В целом, «возобновленные» усилия Вашингтона по достижению мира породили массу скептицизма и критики. Во-первых, заявление Халилзада о том, что мир будет достигнут в течение шести месяцев, нельзя считать реалистичным. Во-вторых, инициативы Халилзада, судя по всему, осуществляются в обход афганского правительства, а такой путь далек от идеального. Переговоры Вашингтона с «Талибаном» не только полностью противоречат прежней политике, но также подрывают положение афганского правительства, которое подчеркнуто отказывается от всяких контактов с этой группировкой. Что касается России, для нее события совершили полный оборот. Когда-то названный «советским Вьетнамом», Афганистан стал тем местом, где Советы потерпели огромные нравственные потери, примером чего стало свержение поддерживаемого коммунистами режима Мухаммеда Наджибуллы в 1992 году. Однако, начиная с 2016 года, Москва вновь взяла на себя обязательство помочь Афганистану в урегулировании внутренних конфликтов. После многих сложностей и задержек, очередной раунд этого процесса состоялся 9 ноября. В ходе консультаций с участием представителей 12 стран, основное внимание было сосредоточено на «координации разработки всеобщего внутриафганского диалога для содействия процессу национального примирения и скорейшего восстановления мира в многострадальном афганском государстве». Две самые быстрорастущие экономики мира с совокупным населением, превышающим три миллиарда человек, Китай и Индия все чаще вступают в ожесточенную конкурентную борьбу между собой. Однако, Афганистан в этом отношении стоит обиняком, поскольку в этой стране интересы Индии и Китая почти совпадают. Таким образом, Афганистан имеет все шансы стать чем-то вроде предохранительного клапана, местом, где Индия и Китай могут сотрудничать и «выпускать пар», вопреки своим напряженным отношениям. Их сотрудничество, например, по таким проектам, как подготовка афганских дипломатов, может не только помочь Афганистану, но и отвечает их общим интересам. На фоне изнурительных торговых войн и односторонней политики санкций в отношении Ирана со стороны США, Афганистан вполне мог бы стать отправной точкой для дальнейшей координации и сотрудничества между Китаем и Индией в других местах. Учитывая высокие ставки обеих стран в этом регионе, Китай и Индия понимают, что они могут извлечь выгоду из стабильности в Афганистане, как в материальном, так и в стратегическом аспекте. Их сотрудничество становится возможным, прежде всего, в результате оценки потребностей обеих стран, которые, хотя и различаются, но не противоречат друг другу. Индия и Китай осознают, что могут мирно сосуществовать в Афганистане, в отличие от других соперничающих держав. Более того, в отличие от западных моделей мирного урегулирования, Индия и Китай оказались здесь в роли посредников. Их популярность в Индии является свидетельством беспристрастного подхода, который не является ни равнодушным, ни хищническим. Обе страны по-своему доказали, что их роль в Афганистане является конструктивной. Хотя информации о том, как Индия и Китай планируют развивать свое сотрудничество, крайне недостаточно, тот факт, что они неоднократно заявляли о своем желании объединить усилия в Афганистане, отражает их намерения выполнить свои обещания. На фоне общей нестабильности мирового порядка, сотрудничество между Китаем и Индией в Афганистане может служить прекрасным уроком конструктивной конкуренции для других стран.