Североатлантический альянс в Европе должен стремиться к новым амбициозным целям

13.12.2018 16:11 0

Североатлантический альянс в Европе должен стремиться к новым амбициозным целям

В данный момент НАТО дорабатывает новый политический регламент, определяющий принципы формирования будущих вооружённых сил – работы над документом должны быть завершены к февралю следующего года. Пока процесс согласования продолжается, у альянса есть шанс решить назревшие проблемы – как укрепить обязательства европейских стран по разделению бремени военных расходов, так и умерить беспокойство США по поводу создания новой европейской армии. Подпись к изображению: Британский снайпер из 1-го батальона Королевского ирландского полка готовится выстрелить из своей винтовки во время совместной тренировки снайперов в рамках учений Trident Juncture 2018 в Рене, Норвегия Чтобы сделать смелый шаг вперёд, создаваемый регламент должен сформировать круг новых задач для НАТО в Европе. Старый свет, как он того и желает, может получить собственный независимый потенциал, в то же время придерживаясь правил альянса и сохраняя его командные структуры. Чтобы устранить имеющиеся недостатки своей военной организации, европейские страны могут задаться вполне разумной целью – отладить возможность проведения определённых операций в рамках альянса. В настоящее время союзники пришли к соглашению, в соответствии с которым отдельно взятая страна не может обеспечивать более 50 процентов потенциала, за некоторыми исключениями. Соединённые Штаты попытались использовать эту договорённость, чтобы добиться более равномерного распределения финансового бремени, но пока не слишком успешно. Логическим продолжением «принципа 50 процентов» могло бы стать распространение этого основного правила на все задачи НАТО. Нынешние цели альянса заключаются в поддержании возможностей коллективной обороны против одного «почти равного» соперника, что обозначается термином «крупная совместная операция-плюс» (Major Joint Operation-Plus; MJO +), либо в одновременном проведении восьми менее сложных миссий – двух крупных совместных операций (MJO) и шести небольших (Smaller Joint Operations; SJO). Выходя на новый уровень задач в Европе, специалистам альянса по планированию обороны можно поставить задачу по развитию европейских возможностей, необходимых для проведения одной крупной и трёх небольших совместных операций на случай действий в кризисной ситуации при ограниченной поддержке со стороны США или совсем без неё. В качестве альтернативы, европейские члены НАТО могут взять на себя обязательство обеспечить половину огневой мощи, необходимой для проведения операции уровня MJO + в рамках всего альянса. Сроком реализации подобной цели можно обозначить 2024 год, к которому европейские страны должны довести свои оборонные расходы до уровня двух процентов ВВП. Если непредвиденные обстоятельства потребуют действий против «почти равного» противника, новые более мощные европейские силы будут управляться Верховным главнокомандующим союзными войсками в Европе. Но если ситуация потребует действий против не столь серьёзного врага, Европа сможет использовать структуру командования НАТО в соответствии с более гибкой версией так называемого соглашения «Берлин плюс», которое позволит сделать командующим европейца. У этой концепции есть четыре преимущества. Во-первых, у европейских стран появится более привлекательный стимул для инвестиций в оборону. Страны наподобие Германии, которые вряд ли выполнят согласованное двухпроцентное обязательство, утверждают, что не могут должным образом освоить заявленные капиталовложения. В свете нового уровня задач у европейских министерств обороны появятся более убедительные инвестиционные цели. Не исключено, что им даже удастся нарастить общественную поддержку для увеличения своих оборонных бюджетов. Возможно, на фоне появления дополнительной задачи США легче согласятся на неполное соответствие заявленному уровню расходов к 2024 году. Конечно, принятые обязательства стоит выполнять, но если европейские силы смогут достичь нового уровня на основе реальных возможностей, это станет даже более значительным достижением. Во-вторых, новый уровень задач, поставленных перед НАТО, сможет удовлетворить стремление ЕС создать собственную армию и добиться стратегической автономии. В общем, европейцев можно понять, учитывая публичные заявления президента Трампа, которые ставят под сомнение верность Америки идее общей обороны, предусмотренной статьей 5 Вашингтонского договора о создании НАТО. Потрясённые словами Трампа и осведомлённые о более широких глобальных интересах США, многие европейские лидеры хотят иметь «план Б», чтобы не остаться беззащитными в случае ухода Вашингтона в сторону. Однако создание настоящей европейской армии с командованием, отдельным от структур НАТО, вызывает беспокойство многочисленных сторонников альянса в Вашингтоне. Действительно, подобное развитие событий чревато ослаблением возможностей НАТО и подрывом сплочённости альянса. Предлагаемые преобразования в рамках НАТО могут убедить американцев в том, что представление ЕС о стратегической автономии – это не шаг к разводу, а скорее, практичное желание самостоятельно руководить небольшими операциями. В-третьих, эта концепция согласуется с новым проектом НАТО по повышению готовности «четыре по тридцать», согласно которой 30 батальонов, 30 авиационных эскадрилий и 30 боевых кораблей будут готовы к работе в течение 30 дней. После того, как подобное начинание будет реализовано, европейским силам станет проще достичь нового уровня коллективных задач. И наконец, предлагаемый план может гарантировать, что британский военный потенциал не останется в стороне от проводимых Европой операций. А вот при создании европейской армии в рамках ЕС такое развитие событий вполне возможно. Выстраивание усиленного европейского потенциала в рамках НАТО сопряжено с определённым риском. Европа располагает серьёзными вооруженными силами, но в настоящее время они далеки от состояния готовности, не имеют должного материально-технического оснащения и достаточных военных ресурсов, например, транспортной авиации и возможности дозаправки самолётов в воздухе. Но выгоды от удержания военного усиления Европы в рамках альянса, как представляется, перевешивают опасения по поводу возможного отсутствия надёжности в Европе. У НАТО ещё есть время рассмотреть это предложение, до того как новый политический регламент будет доработан и вступит в силу.

Источник

Предыдущая новость

Вылечит ли Путин карабахскую рану? Саммит по сирийскому урегулированию в Анкаре: «победа Москвы и аль-Асада» На «Мосфильме» отреставрировали «Москвич-403» О мусоре и ограждениях Сергей Собянин сообщил об увеличении динамики экспорта московских предприятий на 31 процент

Последние новости