Бразилия является страной большого международного значения вне зависимости от того, кто ею управляет, из-за ее демографии, территории, культурного разнообразия, энергетического потенциала и природных богатств, а также других факторов, не зависимых от политико-экономической ориентации государственных лидеров, Бразилия всегда будет представлять интерес для любого аналитика или правительства, занимающегося разработкой своей внешней политики. В плане международных отношений Бразилия занимает фундаментальную позицию благодаря «свободному транзиту» между державами Запада и Востока, а также имеет стратегическое влияние в так называемом развивающемся мире. И нашему правительству необходимо умело использовать этот актив (и совершенствовать его), поскольку он на протяжении десятилетий создавался и завоевывался усилиями наших дипломатов. Ставить его под угрозу резкими выпадами влево или вправо несомненно означает причинить существенный вред позициям нашей страны и тому, чего от нее ожидает международное сообщество (будь то в синхронном или анахроническом плане — эта реакция всегда весьма своеобразна). Пренебрежение данными вопросами может негативно сказаться на важных партнерских отношениях, которые, несмотря на экономические проблемы последних лет, имеют решающее значение по крайней мере для сальдо торгового баланса. В период с 2001 по 2018 год, за исключением 2014 года, этот показатель в Бразилии оставался положительным. К сожалению, кризис многосторонности мы наблюдаем уже давно. К примеру, первостепенные мультилатеральные организации, такие как ООН и ВТО, сегодня считаются ослабленными ввиду возвышения односторонних инициатив и тематических стратегических партнерств, которые возникают в кулуарах многостороннего форума. При этом сама система переживает «экзистенциальный кризис». Такой сценарий придает особую важность сотрудничеству между отдельными странами и, в случае Бразилии, делает группу БРИКС еще более значимой для ее внешней политики. В совокупности страны-члены БРИКС занимают около 25% территории суши, в них проживают более 40% населения планеты. Кроме того, все они являются бесспорными лидерами в своих регионах, не говоря уже о Китае, который стал второй по величине экономикой в мире и в настоящее время является основным торговым партнером Бразилии. Ко всему прочему, Китай контролирует около 10% производства энергии в Бразилии (по этому поводу президент Жаир Болсонару (Jair Bolsonaro) выразил особую озабоченность). Поэтому кажется очевидным, что расширение возможностей группы стран такого масштаба всегда должно быть в числе приоритетов правительства Бразилии. Постоянно меняющаяся среда, в которой живет сегодня страна (хотя эти изменения значимы, они не столь радикальны), должна создавать новые перспективы для партнерских отношений Бразилии в рамках блока БРИКС. И если в подходе к таким перспективам руководствоваться никогда не лишним прагматизмом, новое правительство может ими очень удачно воспользоваться. Более того, начиная со следующего саммита БРИКС, который должен состояться 13 и 14 ноября 2019 года в Бразилиа, председательство в блоке перейдет к Бразилии. Другим важным моментом, который нынешнее правительство должно учитывать в этом году, является тот факт, что в 2020 году Бразилия назначит следующего президента Нового банка развития (финансового учреждения, связанного с БРИКС и известного как НБР). Президентство в финансовом учреждении такого масштаба, основное направление которого — инвестирование в крупные инфраструктурные проекты и устойчивое развитие в развивающихся странах (НБР предусматривает участие в проектах за рамками пяти стран-учредителей блока), это не только большая ответственность, возлагаемая на страну, но и ценнейшая возможность продемонстрировать нашу способность добиваться отличных результатов, занимая руководящие должности, которые имеют большое значение в международных институтах, в том числе и тех, где мы боремся за более обширное участие. Речь идет о МВФ и Совете Безопасности ООН. Очевидно, что развитие двусторонних отношений с другими важными партнерами Бразилии, такими как Европейский союз и США, крайне желательно, и эту инициативу нового правительства можно только приветствовать. Однако к этим переговорам нам следует подходить с известной долей прагматизма и очень внимательно относиться к обязательствам, которые мы взяли на себя перед Китаем, Аргентиной и другими партнерами, дабы не оказаться втянутыми в чуждую нам торговую войну. В противном случае мы рискуем набить шишки вместо того, чтобы получить желанные привилегии. Жозе Нантала Бадуэ Фрейре — эксперт по гражданскому и международному праву в Peixoto & Cury Advogados и член исследовательской группы по БРИКС в Университете Сан-Паулу. Загрузка...
Загрузка...