Западные санкции затрудняют разработку и ввод в эксплуатацию новых месторождений углеводородов, что жизненно важно для дальнейшего экономического развития России. Чтобы не затягивать реализацию своих амбициозных планов по добыче и экспорту нефти и газа в арктической зоне и в глубинах Северного Ледовитого океана, Москва нуждается в технологическом и финансовом международном сотрудничестве. Российские представители обычно не придают большого значения влиянию санкций, наложенных на страну США, Евросоюзом и другими западными странами, начиная с 2014 года в ответ на аннексию Крыма Россией и на интервенцию на Украине. При этом президент Путин расценивает их как положительный стимул для развития российской промышленности. Тем не менее, на Международном арктическом форуме, проходившем 9 и 10 апреля в Санкт-Петербурге, некоторые из российских чиновников высокого уровня были вынуждены признать, что эти санкции создают проблемы для нефтегазового сектора арктического региона страны. Накопленные в течение нескольких последних лет санкции ограничили доступ России к международным финансовым рынкам и запрещают западным компаниям экспорт оборудования и технологий для разработки российских месторождений углеводородов, в том числе для бурения и добычи нефти и газа из месторождений арктического региона. В ответ на санкции Россия начала проводить политику импортозамещения, налаживая производство собственной продукции. Результаты этой политики не одинаковы в разных секторах экономики. В области добычи нефти и газа импортируемое Россией оборудование сократилось, согласно официальным данным, с 60% в начале 2015 года до 52% к концу 2017. И наиболее зависимыми от импорта технологий оказались проекты, связанные со сложной и рискованной эксплуатацией месторождений углеводородов в глубоких и холодных водах Арктики. При замене любого иностранного продукта российским следует различать «железо» и «начинку» или интеллектуальную часть (программы, обеспечивающие функционирования оборудования), — отметил в своем выступлении в Санкт-Петербурге Кирилл Молодцов, помощник главы администрации президента, бывший заместитель министра энергетики. Говоря о платформах для добычи нефти и газа со дна Арктики, Молодцов заявил, что в части «железа» Россия сама на своей территории с трудом, но все-таки сможет построить до 70% необходимых сооружений к 2025 году. Что же касается «начинки», то он советует прибегнуть к кооперации. Россия намерена ежегодно извлекать и транспортировать до 80 миллионов тонн углеводородов по Северному морскому пути (СМП) к 2025 году (в 2018 были перевезены 20 миллионов тонн). По словам авторитетного чиновника, существуют и более амбициозные прогнозы — 120 и даже 140 миллионов тонн в год. Эти цифры, уточнил он, согласуются с объемами месторождений в западной части СМП, которые уже начали эксплуатироваться или будут освоены в ходе осуществления намеченных проектов. Нехватка морских буровых платформ По словам Молодцова, проблема усугубляется, когда речь заходит о восточном участке Северного морского пути (более холодном, недоступном и с менее развитой инфраструктурой, чем западный) и нехватке морских буровых платформ. Для того, чтобы пробурить все запрограммированные к разведке залежи в восточной части российской Арктики нужно не менее 30 лет, говорит чиновник, а для сокращения этого длительного периода на 10 или 15 лет, необходимо построить платформы, подобно уже существующим у берегов острова Сахалин (две в Охотском море) или на месторождении Приразломное (одна буровая вышка в Баренцевом море). Эти сложнейшие структуры для извлечения углеводородов с морского дна были построены по иностранным технологиям. В Охотское море их доставили из Южной Кореи, а для Приразломного, ставшего в 2013 году сценой для рискованного протеста представителей «Гринпис», была куплена в Норвегии уже бывшая в употреблении верхняя часть платформы. «В настоящее время на российских верфях уже размещены более ста заказов на постройку специальных судов для транспортировки горючего и навигации по арктической зоне», — сказал Молодцов. При этом, помимо сроков исполнения, от судостроителей требуют высокий технологический уровень «начинки» и стоимость работ, сравнимую с ценой производства в других странах, например, в Южной Корее. Строительство современных морских объектов для добычи углеводородов в Арктике займет у России не менее 15 лет, по мнению Молодцова. А как заявил президент Путин, арктический флот России будет иметь в своем составе не менее 13 ледоколов, в том числе 9 атомных, три из которых уже строятся в Санкт-Петербурге. Кроме развития своих собственных технологий, Россия рассматривает возможности закупки альтернативного западному оборудования в таких странах, как Китай или Южная Корея. Но это оказывается не таким простым делом из-за опасений производителей вступить в конфликт с американской администрацией. По сравнению с Брюсселем Вашингтон проводит более разветвленную санкционную политику по отношению к Москве, более непредсказуемую и способную нанести больший ущерб нарушителям. После ожесточенной борьбы за сохранение своей системы газопроводов Россия включилась (с началом эксплуатации месторождений возле берегов Сахалина) в глобальную систему рынка сжиженного газа, на котором, по словам министра энергетики Александра Новака, она сможет контролировать от 30% до 40% поставок. В 2018 году Россия произвела 27 миллионов тонн газа, а к 2035 году ожидается рост производства до 140 миллионов тонн. 83% российского газа добывается в арктической зоне, где находятся подземные хранилища на 53,4 миллиарда кубических метров этого вида горючего. «Мы чувствуем наличие санкций», — сказал Новак, по словам которого, усилия, направленные на реализацию возможностей по созданию собственных технологий по добыче газа и производству основного технологического оборудования могут дать положительные результаты в течение ближайших 5 — 7 лет. «Мы уже освоили основные технические новшества, а если что-то пока и не можем производить сами, то научимся делать это в ближайшем будущем. К этому нас подталкивают и наши партнеры, которые сейчас активно работают над тем, чтобы России не предоставлялись современные технологии», — заявил Новак. «В Арктике, рано или поздно, мы соединим европейский и азиатский рынки, которые будут взаимно снабжать друг друга в течение круглого года», — сказал в свою очередь министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин. «В современную турбулентную геополитическую эпоху мы должны шире использовать морской транспорт, и нам не нравится, когда в наши торговые связи вмешиваются другие страны, возражающие против этого свободного товарообмена. Арктика — это наш транспортный коридор», — заявил он. По Северному морскому пути уже перевезли более десяти миллионов тонн сжиженного газа, извлеченного из месторождений российского полуострова Ямал консорциумом, в который входят российская компания «Новатэк», французская «Тоталь», китайские CNPC и фонд «Шелковый путь». Основной акционер «Новатэк» намерен продать часть своих акций, чтобы продолжать инвестировать в проект. «Тоталь» — это единственный западный акционер, участвующий в разработке месторождения на Ямале. После введения западных санкций французская компания продала «Газпрому» свои права на участие в другом консорциуме, который был создан для эксплуатации гигантского Штокманского месторождения в Баренцевом море. Его разработка отложена по меньшей мере до 2025 года и не будет возобновлена до тех пор, пока цены на газ не сделают его рентабельным. На вопрос о том, можно ли ожидать участия североамериканских партнеров в российских проектах в Арктике, директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев ответил отрицательно. «Скорее можно ожидать участия партнеров из стран Ближнего Востока или Азии», — сказал он, отметив, однако, что придут времена, когда «Газпром» или «Роснефть» продолжат активно работать вместе с американскими партнерами. И этого не придется ждать очень долго, спрогнозировал Дмитриев, указав, что российский газ значительно дешевле добываемого в Северной Америке. Загрузка...
Загрузка...