Лояльное Кремлю издание «Известия» на этой неделе заявило, что Норвегию пугают российские планы использовать новый морской путь в Азию, пролегающий к северу от Сибири. В качестве доказательства оно ссылается на интервью с министром иностранных дел Ине Эриксен Сёрейде (Ine Eriksen Søreide) во время саммита АСЕАН в Бангкоке в июле. Англоязычная The Moscow Times подняла этот вопрос в том же ключе и процитировала слова Сёрейде, что с Северным морским путем, мол, есть «большие проблемы» в области безопасности и экологии, а также поведала о сомнениях министра, что проект коммерчески жизнеспособен. «Да, статья — о норвежских опасениях по поводу этого морского маршрута, — сказал ABC Nyheter ее автор, специальный корреспондент «Известий» Эльнар Байназаров. — Но не только об этом. Норвежский министр иностранных дел сказала также, что использование Северного морского пути будет связано с экономическими трудностями из-за климата и отсутствия инфраструктуры». Байназаров также отметил, что, по словам российского посольства в Осло, Россия не пригласила Норвегию участвовать в развитии этого маршрута. «У Норвегии есть возможности, которые могут открываться по мере развития морского пути, но при этом она останется внешним наблюдателем», — процитировали в посольстве слова Владимира Исупова. Никаких конфликтов Министерство иностранных дел подтвердило, что Сёрейде встречалась с журналистом и коротко ответила на его вопросы. В то же время оно подчеркнуло, что норвежская сторона не считает, будто «между Норвегией и Россией есть какие-то конфликты в связи с Северным морским путем». Сёрейде подчеркивает, что Норвегия хорошо осведомлена о работе по развитию инфраструктуры вдоль Северного морского пути (прежде назывался Северо-Восточным проходом). «Мы, норвежцы, со своей стороны стремимся по всей Арктике обеспечить хорошие условия для поисково-спасательных работ, а также ответственное отношение к экологии. Важно продолжать работать в этом направлении», — написано в электронном письме от министра и его ведомства. «Мы в целом очень ценим успешное двустороннее сотрудничество с Россией в рамках Арктического совета и Совета Баренцева региона. В этих организациях мы сотрудничаем по ключевым вопросам, актуальным для Арктики, в том числе в области экологии и спасательных работ. Все это важно для развития арктического судоходства», — пишет Сёрейде. Она также подчеркнула, что Россия и Норвегия заботятся о соблюдении морского права в Арктике. «Поэтому мы предполагаем, что все вопросы, связанные с использованием Северного морского пути, будут решаться в соответствии с морским правом», — написала министр иностранных дел. ABC Nyheter прослушала аудиозапись разговора Сёрейде с журналистом и отметила, что министр иностранных дел ничего не говорит о «больших проблемах», связанных с Северным морским путем. Она использует английское слово challenges — то есть «трудные задачи». Может стать еще важнее В прошлом году по этому маршруту было перевезено более 18 миллионов тонн грузов, что на 70% больше, чем еще год назад. В условиях смягчения климата этот путь, который вдвое сокращает время транспортировки товаров из Азии в Западную Европу, может стать еще важнее. Российский президент Владимир Путин намерен до 2024 года увеличить объем перевозимых грузов до 80 миллионов тонн, написала The Moscow Times. У многих российских компаний на этот маршрут большие планы. Чтобы им пользоваться, нужно разрешение московских властей. Естественно, Китай тоже будет очень заинтересован в нем, если лед отступит, а судоходство станет более безопасным. Открытие морского пути на восток может иметь большое значение также и для Киркенеса. Например, финские инвесторы в этом году изъявили желание получить оттуда доступ к Северному Ледовитому океану, а также иметь возможность пользоваться новым транспортным коридором из Европы в Азию. Загрузка...
Загрузка...