Основные моменты: Крах Договора о РСМД и наращивание военной мощи России и НАТО усилили давление на страны в пограничных районах Европы, на Белоруссию в особенности. Белоруссия извлекла выгоду из своего стратегического положения, выступив посредником между сторонами, но ее небольшой размер и географическое расположение представляют для Минска больше рисков, чем плюсов. Снять неразрешимую напряженность между Россией и Западом Минск не в силах, но зато дает представление об истинном масштабе и интенсивности таких вопросов, как конфликт на Украине и будущее контроля над вооружениями. Вряд ли можно себе представить более суровое предупреждение. «Человечество семимильными шагами движется к черте, за которой — пропасть», — заявил в начале этого месяца белорусский президент Александр Лукашенко в обращении к международным чиновникам и экспертам на форуме «Минский диалог». «Градус недоверия и конфронтации между Россией и Западом достиг предела. Всего за несколько минут Россия и НАТО могут пройти путь от непреднамеренного локального конфликта до ядерной войны». Для Белоруссии противостояние России и Запада особенно тревожно — учитывая ее положение между двумя державами в эпоху, когда с провалом ДРМСД рухнула часть гарантий нераспространения ядерного оружия. Более того, НАТО и Россия наращивают военную мощь в непосредственной близости от Белоруссии — в таких странах, как Литва и Польша. На этом фоне Минск имеет уникальную возможность продемонстрировать, куда дует ветер в противостоянии России и Запада, пусть этот ветер обязательно надует беспокойство — хотя бы в силу ее геополитического положения. Общая картина: Чем сильнее противостояние России и Запада, тем глубже в нем увязает Белоруссия. Поэтому эта небольшая, но стратегически важная страна играет роль барометра для оценки будущего в противостоянии Москва-Запад. Амбиции и реальность Заявления Лукашенко могут показаться утрированными, но они все же отражают тревогу белорусов. Ощущение беспокойства вообще витало над форумом 7-8 октября. На нем — и это большая редкость для аналогичных встреч в рамках региона — представители России, США, Европейского союза, стран бывшего СССР и Китая собрались в попытке отыскать выполнимые решения проблем региональной безопасности. Как и в прошлые разы, эта встреча проходила в формате полилога — организаторы дискуссий по таким вопросам как контроль над вооружениями и Украина, сознательно перемешали представителей разных стран, чтобы те взаимодействовали друг с другом и аудиторией, а не просто зачитывали монологи. Организаторы надеялись, что такой формат создаст атмосферу, из которой родятся новые идеи и более конструктивный диалог — Лукашенко призвал участников форума «собраться в тихом, спокойном месте, обсудить проблемы и вместе работать над их решением». На деле же форум скорее подчеркнул, что его участники стоят на противоположных позициях и придерживаются противных точек зрения — особенно в отношениях России и США. Например, на дискуссиях по поводу ДРМСД российская сторона обвинила в провале договора США, в то время как те сослались на российские нарушения и отсутствие прозрачности в ликвидации ракет. Когда дело дошло до Украины, российские представители постоянно называли конфликт гражданской войной, в то время как представители США (заодно с украинцами) говорили о российской агрессии. Стороны представили подробные отчеты о нарушениях друг друга, чем продемонстрировали, насколько трудно Москве и Вашингтону элементарно выстроить общую систему координат воркун проблем, которые их разделяют — не говоря уже о том, чтобы выработать возможные решения. Незавидная позиция Белоруссии Я никоим образом не упрекаю Белоруссию в целом или форум в частности — он скорее раскрыл актуальные геополитические реалии. Противостояние России и Запада — и особенно Москвы и Вашингтона — это результат глубоко укоренившегося конфликта интересов, когда Россия стремится втянуть государства бывшего Советского Союза в свою сферу влияния, а США и НАТО стремится удержать их подальше от орбиты Москвы. В странах европейских окраин вроде Украины, географически уязвимых и находящихся на переднем крае этого противостояния, конфликт интересов может иметь катастрофические последствия. Белоруссия отчаянно стремится подобных последствий избежать. Долгие годы она была близким союзником России — и в некоторой степени парией на Западе — но после Евромайдана в Киеве и последовавшего за ним конфликта на Украине белорусское правительство изменило тактику, заняв позицию посредника между Россией и Западом, страны, которая может работать с обеими сторонами. Сдвиг этот имел как политические, так и геополитические мотивы — политические, потому что Лукашенко хочет избежать участи украинского президента Виктора Януковича, свергнутого в ходе поддержанного Западом восстания, а геополитические, потому что Белоруссия против, чтобы ее втягивали в украинский конфликт или аналогичную опосредованную войну. Таким образом, Белоруссия стала ключевым местом для переговоров по украинскому конфликту (в результате на свет появился Минский протокол, проложивший путь к дипломатическому урегулированию). Наряду с этим белорусское правительство несколько смягчило свое обращение с оппозицией и наладило связи с Западом, в результате чего Европейский союз ослабил санкции. И все же от России Белоруссия старается не отдаляться, чтобы не оттолкнуть от себя Москву. По сути дела ее стратегическое сближение с Россией в последние годы лишь усилилось. Несмотря на случайные разногласия между Москвой и Минском по поводу цен на энергоносители и экспортных пошлин, Белоруссия пребывает верным членом Евразийского экономического союза и Организации договора о коллективной безопасности, в которых главную роль играет Москва. Белоруссия всячески отбивается от попыток России навязать ей авиабазу на ее территории, чтобы сохранить как можно бóльшую автономию, однако все теснее интегрируется с Россией в таких вопросах безопасности как совместные сети ПВО и закупки самолетов. Наряду с этим Белоруссия высказала глубокую озабоченность военной экспансией США в Польше и недавним размещением дополнительной американской бригады в Литве. Минск пообещал должным образом отреагировать на это усиление, отметив, что соображения Белоруссии относительно российских военных баз вскоре могут измениться. По сути, Белоруссия пытается удержать баланс между Россией и Западом, чтобы снизить риски и определить свои возможности, а заодно установить контакты с другими влиятельными державами, особенно с Китаем. Хотя форум был главным образом посвящен вопросам европейской безопасности, китайская тема оказалась неизбежной. От крепнущих связей в области безопасности между Москвой и Пекином до китайской инициативы «Один пояс, один путь» и роли Китая в срыве соглашений о контроле над вооружениями — действия Пекина стали важным элементом практически всех дискуссий, отражая растущее влияние страны на региональном и глобальном уровнях. Для Минска Пекин важен особенно, поскольку Белоруссия рассматривается как ключевой узел «Одного пояса, одного пути» в Восточной Европе. Именно в этом контексте Белоруссия вообще и форум «Минский диалог» в частности служат важным барометром по ключевым геополитическим вопросам, включая стратегическую конкуренцию сверхдержав, колоссальные инфраструктурные инициативы по соединению континентов и глобальную гонку вооружений. В конечном счете, учитывая свои размеры и положение среди крупных и зачастую гораздо более влиятельных соседей, решительных мер по этим вопросам Белоруссия принять не может. Тем не менее она имеет в своем распоряжении платформы вроде этого форума, чтобы формировать диалог между основными державами и сохранять пространство для маневра в сложном окружении — и собирается использовать их в дальнейшем. Как сказал один белорусский чиновник, «поддержка мирных инициатив в регионе для нас — вопрос выживания». Этим он разоблачил широкую стратегию Минска, в то время как нынешняя геополитическая конкуренция подчеркивает пределы ее возможностей. Юджин Чаусовский — старший аналитик «Стратфор» по вопросам Евразии Загрузка...
Загрузка...